Этим летом Армения собирает большой урожай фруктов, которые просто не на чем вывозить. Благодаря теплой весне в стране собирают удачный урожай абрикосов и других спелых фруктов, которые экспортируются в разные страны. Ароматные и дозревшие под солнцем армянские фрукты выращивают, в основном, в Араратской области, на которые не только недостает рук упаковщиков, но и фур для их перевозки.
До покупателя фруктам из Армении приходиться преодолевать тысячи километров, поэтому их тщательно отбирают на посадочных участках. Хороший урожай абрикосов в 2018 году сможет полностью окупить свои затраты и дать прибыль при условии своевременного экспорта, а для этого нужен транспорт, дефицит которого остро ощутился уже сейчас. Действующие перевозчики, в свою очередь, стали привередливыми – они выбирают только крупные плоды, которые точно доедут до места назначения. Этот факт не удивителен, так как автоперевозчикам приходится вкладывать много средств (даже больше, чем фермерам на урожай).
В Араратской долине уже с начала лета стоит жара, поэтому к перевозке готовы уже и поздние сорта фруктов. Закупочные ценовые показатели значительно упали, а цены на перевозку выросли почти в два раза. Вследствие этого, больших фур для перевозки фруктов попросту не хватает. Многие машины долго остаются на оптовых рынках Москвы и это сильно тормозит торговлю. Перевозчикам приходится брать в аренду чужой транспорт и при этом цена за килограмм фруктов значительно вырастает.
Пик сезона выпал на конец июня – в этот период экспорт фруктов будет наибольшим, а цена за килограмм упадет. Чтобы попасть на прилавок армянский абрикос должен преодолеть большую дорогу и при этом сохранить внешний вид, а для перевозчиков важно, чтобы и цена на фрукт была подходящей, иначе не будет никакой выгоды от продаж.
Уникальными грузоперевозками в Армении отличается компания Spayka, которая проложила стабильную дорогу на российский рынок. Занимается она не только перевозками спелых абрикосов, но и транспортирует фрукты из собственного консервного завода. Компания имеет налаженную сеть, поэтому и назад их грузовики практически не идут пустыми – в Краснодарском крае они загружаются сортовыми яблоками, которые экспортируются на обратном пути в Армению.
Автоперевозчики в отличие от фермеров сталкиваются со многими проблемами, а доход их обычно не превышает 20 %. Большие риски связаны с тем, что груз относится к скоропортящемуся товару, а на границе уже стоит множество фур со спелыми армянскими абрикосами. Каждые сутки простоя сказываются на внешнем виде фруктов, а за этим следует потеря качества и снижение ценового критерия.