Транспортировка грузов автомобильным транспортом – достаточно сложная задача, требующая высокой квалификации водителя, теоретических знаний и практических навыков у работников, которые занимаются погрузочно-разгрузочными мероприятиями. От правильности выбора транспортного средства, варианта размещения и способа крепления грузов зависит их целостность во время доставки к месту назначения, экономическая рациональность перевозки, в отдельных случаях – безопасность прохожих и окружающей среды.
Выбор грузового автомобиля для перевозки грузов
При выборе подходящего грузового автомобиля обязательно учитывают:
- характеристики товаров – объем, массу, требования к условиям окружающей среды;
- географические условия регионов, в которых планируется осуществлять транспортировку;
- ценность груза и срочность его доставки.
В зависимости от перечисленных выше факторов выбирают тип грузового авто. Возможные варианты грузовиков по типу кузова:
- Открытые – бортовые, низкорамные, платформы. Подходят для транспортировки сыпучих, длинномерных, крупногабаритных товаров, не требующих защиты от негативных условий окружающей среды. При необходимости груз можно прикрыть брезентом или ПВХ-пленкой. Сыпучие материалы обычно перевозят на самосвалах – грузовых автомобилях с механически наклоняемым кузовом.
- Закрытые – тентованные, цельнометаллические, изотермические, рефрижераторы. Изотермические кузова имеют многослойные (с теплоизоляционным слоем) стенки, потолок, пол и двери, обеспечивающие стабильность температуры во внутреннем пространстве. Изотермические кузова, оборудованные рефрижераторной установкой, предназначены для доставки пищевых и непищевых продуктов, требующих особых условий по температуре и влажности во время перевозок.
- Специальные – цистерны, предназначенные для жидких и сыпучих веществ, сжиженных газов, спецтехника – миксеры, лесовозы, амфибии.
Удобный вариант, облегчающий погрузочно-разгрузочные работы, – бортовые автомобили, оборудованные КМУ (краново-манипуляторными установками).
Правила размещения и крепления грузов на транспортном средстве
Способы закрепления багажа в кузове зависят от характеристик груза, типа кузова и его заполненности. Погрузка осуществляется в соответствии с разработанной для конкретного случая схемой, на которой отражено расположение товаров в кузове и точки их крепления.
Общие для всех случаев требования к размещению и креплению грузов:
- Перед погрузкой необходимо проверить целостность упаковки товара, кузова, присутствие точек крепления, работоспособность крепежа и петель, правильность выбора грузового автомобиля для конкретного случая.
- Необходимо убедиться в соответствии данных, указанных в сопровождающей документации, факту.
- Проверить, нет ли превышения нагрузки на оси ТС и общего перегруза.
- Груз необходимо расположить по возможности равномерно по всей площади кузова. При повышенной нагрузке на переднюю часть кузова усложнится управление автомобилем, на заднюю – будет наблюдаться сильное раскачивание кузова.
- При доставке товара в несколько пунктов назначения учитывают очередность их изъятия.
- В нижних радах должны располагаться более тяжелые и крупные грузы, в верхних – более легкие и мелкие.
- Зазоры между грузом и бортами должно быть не более 150 мм. Свободное пространство необходимо заполнить прокладками. При неполной загрузке кузова необходимо позаботиться о фиксации грузов, особенно хрупких и ценных.
- Если груз по размерам превышает габариты кузова, необходимо соблюдать правила его свеса и выполнить маркировку.
Зависимость безопасности перевозки груза от правильности его размещения и крепления
Правильность расположения и закрепления предметов в кузове напрямую влияет на безопасность дорожного движения.
Как правильно разместить груз, чтобы в дороге не возникали аварийные и других нештатные ситуации:
- груз не мешает водителю следить за движением на дороге;
- устойчивость и управляемость автотранспортного средства после загрузки товара не нарушены;
- погруженные предметы не перекрывают световые приборы и светоотражающие элементы;
- доставляемые грузы не являются источниками, шума, пыли и других загрязнений.
При нарушении хотя бы одного из этих условий транспортное средство в рейс не выпускается, поскольку велика вероятность повреждения груза и создания опасной ситуации для водителя, пешеходов и окружающей среды.
Как правильно крепить груз – наиболее популярные варианты
Способ и средства для фиксации предметов выбирают в зависимости от характеристик товара и кузова.
Крепление предметов с помощью рэтчетов (стяжных ремней)
Этот способ часто используется при перевозках отдельных предметов и груженых контейнеров в грузовых автомобилях. Ремни представляют собой прочные, но мягкие текстильные ленты, не способные повредить упаковку и ее содержимое. С их помощью товар надежно закрепляется на транспортном средстве. Рэтчеты часто востребованы при транспортировке автомобилей на автовозах. Эти ремни, как правило, применяют в сочетании с другими средствами крепления.
Для фиксации товаров подбирают подходящий рэтчет с требуемой длиной и стяжной нагрузкой, а также – крепежные фитинги оптимального типа: кольца, крюки и другой крепеж. В крепежной системе присутствует храповый замок – натяжное устройство, предотвращающее ослабление ленты. Сама лента изготавливается из полиэфирных волокон, которые обеспечивают огнестойкость материала, его устойчивость к негативным факторам окружающей среды, маслам, различным агрессивным химическим веществам, истиранию.
Основные правила использования стяжных ремней:
- перед применением проверяют целостность крепежной системы;
- рэтчеты располагают равномерно по поверхности перевозимых предметов;
- нагрузка на ленты не должна превышать допустимую;
- ремни запрещено завязывать в узлы, перекручивать их;
- ленты нельзя располагать на острых углах предметов;
- ремни должны охватывать полный периметр грузового места;
- рэтчеты – приспособления для закрепления груза, но не для его подъема.
Закрепление грузовых мест с помощью деревянных распорок
Этот вариант является традиционным, недорогим и надежным. Но он применяется в основном при железнодорожных перевозках. Груз в этом случае обычно укладывается на паллеты, которые прибиваются к полу или фиксируются деревянными планками, прибиваемыми к полу. Преимущества решения: простота реализации способа, надежность при выборе оптимальных размеров планок, высокая прочность, универсальность применения.
Недостатки способа:
- вероятная высокая трудоемкость, поскольку в некоторых случаях требуется создавать достаточно сложные деревянные конструкции;
- необходимость использования качественных пиломатериалов, поскольку сырая или пересушенная древесина для этой цели непригодна;
- возможное существенное увеличение массы груза из-за необходимости использовать массивные бруски;
- универсальность, благодаря возможности регулировать размеры конструкции в зависимости от размеров кузова.
Фиксация с использованием воздушных пакетов
Этот способ заключается в заполнении пустых промежутков пакетами, заполненными воздухом. Пакеты размещаются между упаковками, при необходимости – внутри упаковки, и заполняется с помощью компрессора сжатым воздухом до тех пор, пока не заполнятся все пустые места.
Преимущества решения:
- принятие пакетом формы, аналогичной форме пустоты;
- простая реализация этого способа;
- малая масса и компактные габариты пакета, что обеспечивает его простое хранение;
- простое удаление пакетов после доставки груза на место назначения;
- широкий ассортимент типов пакетов;
- возможность многоразового использования этих приспособлений;
- способность выдерживать высокие нагрузки – до 30 т.
Дополнительные приспособления
Обеспечить рациональное размещение предметов по площади кузова позволяют различные приспособления, которые предотвращают скольжение, перекатывание, опрокидывание предметов, среди них:
- блокировки, обеспечивающие фиксацию к бортам кузова;
- подкладки – элементы из древесины, служащие для равномерного распределения нагрузок по площади кузова;
- фиксирующие цепи, тросы, ремни.
Выбор способа крепления груза
Технология закрепления предметов выбирается в зависимости от их массы и объема. Для крупногабаритных товаров чаще всего выбирают ремни, для поддонов – блокирование. В сложных случаях применяют совокупность крепежных систем. Например, могут совместно использоваться ремни и антискользящие резиновые коврики.
Рекомендации специалистов
Правильно подготовиться к грузоперевозке помогут следующие советы:
- При выборе подходящего транспортного средства не следует руководствоваться принципом «чем больше, тем лучше». Использование слишком большого грузового автомобиля приводит к лишним материальным затратам и усложнению работ по закреплению груза. Эксплуатация слишком маленькой машины может стать причиной порчи груза, возникновения аварийной ситуации, получения штрафа за нарушение правил дорожного движения.
- Если погрузочно-разгрузочные работы выполняются самостоятельно, необходимо составить схему загрузки.
- Все работы по загрузке-разгрузке и креплению багажа рекомендуется выполнять в перчатках, чтобы не поранить руки об острые края.
- Для перемещения грузов следует использовать самые короткие траектории. Создавать помехи для других грузчиков запрещено.
- Вручную можно переносить предметы массой до 50 кг, вдвоем – до 80 кг. Максимальная масса для женщин – 15 кг. Тяжелые грузы перемещают с помощью специальной техники.
При осуществлении сложных грузоперевозок, особенно при транспортировке товаров, представляющих опасность для людей и окружающей среды, рекомендуется обратиться к специалистам. Опытные профессионалы учтут все важные факторы и подберут подходящее транспортное средство, схему размещения и способы крепления товаров.