Существуют два основных типа плана: операционный, охватывающий период в один—два года, и стратегический, период действия которого составляет не менее пяти лет. Стратегический план «можно считать набором опорных вех, позволяющих привязывать операционный план таким образом, чтобы добиваться поставленных целей. Операционный план следует разрабатывать самым подробным образом, чтобы показать, каким образом будут достигнуты поставленные цели, и обосновать все расходы, предусмотренные в... бюджете».
Планирование требует, чтобы менеджеры оценивали рентабельность различных сценариев и прогнозировали появление проблем и возможностей. В ходе этого процесса менеджеры начинают с анализа возможностей управления в кризисных ситуациях или вариантов реагирования на возможные изменения во внешней среде, а затем переходят к планированию этих изменений. При помощи такого планирования менеджеры могут заранее устанавливать требования к капиталовложениям и, когда необходимо, корректировать финансирование. Рассмотрим пример производителя, разработавшего программу консолидации грузов, отправляемых более чем в 2 тыс. самостоятельных магазинов крупной сети розничных продаж. Как должны реагировать специалисты по маркетингу, если при переговорах о поставках на следующий год производитель предлагает вариант доставки продукции только до распределительных центров, но при этом цена товаров будет снижена? При таком подходе следует получить ответы на несколько вопросов. Насколько важен бизнес этой сети с точки зрения общей цели производителя — проникнуть на рынок? Является ли этот бизнес рентабельным? Если новые условия будут приняты, обеспечат ли они прибыль компании? Как эти изменения повлияют на стоимость или на частоту доставки продукции другим потребителям компании, если условия, предлагаемые руководством сети, будут приняты? Как изменится рентабельность потребителей, не входящих в эту сеть? Насколько важны эти потребители с точки зрения долгосрочной рентабельности компании? Что, скорее всего, потребует руководство сети в будущем? Чтобы ответить на предложение ритейлера со знанием дела, менеджеры производителя должны получить ответы на указанные вопросы заранее и пригласить для участия в процессе планирования представителей службы логистики. На работу многих менеджеров, когда они сталкиваются с подобными ситуациями, может повлиять традиционная ориентация на продажи, что заставит их защищать прежний объем продаж и, если вернуться к рассматриваемому примеру, — принять условия
руководства сети розничной торговли без учета их влияния на общую рентабельность корпорации.
Крупным преимуществом планирования является тот факт, что, когда менеджеры устанавливают критерии, они могут измерять динамику развития своей компании и при необходимости — совершать корректирующие действия. По этому поводу Штерн {Stem) заявил: «План является для менеджеров своего рода философией, руководством для повседневных операций и основой для измерения отдельных и общих показателей деятельности компании» .
Выявление альтернативных структур цепей поставок и их оценка
Компания может самостоятельно осуществлять функции маркетинга, а также выносить их вовне
Природа структуры цепей поставок влияет на скорость и стабильность поставок, на коммуникации, контроль над показателями функционирования и на стоимость операций. Выбирая структуру цепей поставок, менеджеры могут остановиться на варианте, когда все маркетинговые функции выполняются компанией самостоятельно, но могут передать одну или несколько функций сторонним участникам цепей поставок. У разработчика цепей поставок существует ряд вариантов. Однако в большинстве случаев, когда должны приниматься решения, далеко не все такие варианты известны или доступны, из-за этого решения могут оказаться неоптимальными. Более того, даже если менеджеры примут оптимальное решение с точки зрения цепей поставок, со временем непредвиденные изменения в окружающей среде могут привести к изменению оценки этого решения.
Выбор структуры цепей поставок
При выборе структуры канала важен потенциал рентабельности
На следующем этапе следует провести подробное оценивание различных звеньев, входящих в цепи поставок, пользуясь для этого отчетами о рентабельности в формате, представленном 16.1. Менеджеры должны выбрать варианты, в наибольшей степени соответствующие целям маркетинга и корпорации в целом. Так, например, для достижения национального охвата рынка, вполне вероятно, потребуется использовать множество цепей поставок. Например, в некоторых географических районах объем бизнеса позволяет передать непосредственные продажи ритейлерам, в то время как в других целевая доходность корпорации на инвестиции может быть достигнута только при работе через оптовиков или дистрибьюторов. Так, если говорить о компаниях Cisco Systems или Nortel Networks, то поставщики могут отгружать свою продукцию непосредственно потребителям. Таким образом, мы видим, что логистические аспекты влияют как на эффективность, так и производительность отдельных структур цепей поставок, что следует учитывать в процессе их отбора.
И наконец, менеджеры должны программировать различные компоненты маркетинг-микса. На этом этапе производится формулировка стратегических планов логистики.
Для передачи попутного груза по России вы можете воспользоваться возможностями сервиса CargoCash. Разместите свой заказ на сайте и сравните цены от различных перевозчиков.
Если вы являетесь перевозчиком, то регистрируйтесь прямо сейчас и размещайте свой транспорт на сайте.