Одни из основных характеристик грузового автомобиля – показатели массы. От них зависят – работа многих узлов и систем авто, расход топлива, стоимость эксплуатации. К таким показателям относятся: снаряженная и полная масса, грузоподъемность, максимальная и допустимая нагрузка на ось. Знание этих параметров обеспечивает правильную эксплуатацию авто, продление безремонтного периода и общего срока службы ТС, отсутствие нарушение ПДД и, следовательно, штрафов.
Виды весовых характеристик грузовых автомобилей и способы их определения
Методы расчетов весовых показателей транспортного средства зависят от конкретной ситуации:
- Снаряженная масса. Ее вычисляют взвешиванием на специальных весах и сравнением с величиной, указанной в техдокументации заводом-изготовителем. Если расхождение в характеристиках превышает 5%, то в дальнейшем актуальной считается вновь измеренная величина.
- Предельная или максимально разрешенная масса грузового автомобиля. Равна сумме нагрузок на каждую ось. Величина этого параметра зависит от типа автодороги.
- Полный вес. Его определяют с учетом пассажиров, груза, полного топливного резервуара и других факторов.
Весовые характеристики отражаются в техдокументации, предоставленной предприятием-производителем. Если возникают основания считать эти данные неактуальными, проводят их измерения в сертифицированной лаборатории.
Снаряженная масса грузового автомобиля
Это понятие соответствует весу грузового авто без нагрузки, включающей стандартные инструменты и материалы. В директиве 95/48 ЕС для стран Европы и ГОСТе 33987-2016 для РФ указывается, что в снаряженную массу грузовика включается вес водителя. Такое решение аргументируется тем, что грузовое авто без водителя не эксплуатируется.
В различных странах подход к расчету этого параметра разный. Чаще всего вычисляется сумма весов: машины, инструментов, аптечки, запасного колеса, огнетушителя, домкрата, заправленного топливом бака, технических жидкостей и смазочных материалов, водителя (в среднем – 75 кг).
Грузоподъемность грузовых авто
Грузоподъемность (или масса полезной нагрузки) равна весу груза, разрешенному для перевозки на конкретном ТС. Ее можно определить как разницу между полной массой и снаряженным весом. Превышение установленной производителем величины приводит к неисправностям кузова и элементов, закрепляемых к подвеске, проблемам с Госавтоинспекцией, возникновению аварийных ситуаций на дороге. Перегруженная машина медленно разгоняется и имеет протяженный тормозной путь.
Грузоподъемность модели учитывают при планировании маршрута, поскольку на некоторых участках автодорог установлены ограничения по весу перевозимого груза. Эту характеристику условно разделяют на номинальную и реальную.
- Номинальной грузоподъемностью считают величину, указанную предприятием-производителем в техпаспорте. Ее используют при проведении расчетов. При эксплуатации этот показатель не изменяется.
- Реальная грузоподъемность определяется в зависимости от типа и состояния дорожного покрытия. На качественной дороге транспортное средство может перевозить грузы, вес которых немного превышает нормативный показатель.
Допустимая общая или полная масса и максимально разрешенная нагрузка для грузового автомобиля
Полным считается вес полностью загруженного авто. В эту величину входят массы: снаряженная, пассажиров, груза. Превышение этого параметра, установленного предприятием-изготовителем, может стать причиной поломок узлов и систем грузового авто, возникновения нештатных ситуаций на дороге.
При планировании маршрута поездок необходимо учитывать такой показатель, как максимально разрешенная нагрузка, равная сумме масс на всех осях грузового автомобиля. Превышение этой величины угрожает целостности дорожного покрытия и приводит к начислению штрафов.
При расчете максимально разрешенной нагрузки учитывают снаряженный вес, количество осей и вес, максимально допустимый для отечественных дорог, он равен 44 т. Значения этой характеристики в соответствии с числом осей в ТС:
- 2 оси – 18 т;
- 3 оси – 25 т;
- 4 оси – 32 т;
- 5 осей – 35 т.
Для автомобильных поездов величина этой характеристики находится в диапазоне 28-44 т. Контролировать показатель можно двумя способами – динамическим и стационарным. В первом случае машина со скоростью 5 км/час проезжает по специальным весам, определяющим нагрузку. Стационарный метод осуществляется в специальном фургоне, в который машина заезжает для проведения замеров. При превышении величины, полученной в результате замеров, над установленным показателем водителю грозит штраф, величина которого определяется коэффициентов превышения нормы.
Максимальная и допустимая масса (нагрузка) на ось грузового автомобиля
При определении максимально разрешенной нагрузки для всего ТС ориентируются на развесовку, которая демонстрирует, в каком процентном соотношении полная масса распределяется по осям. Оптимальный вариант – равномерная развесовка на все оси грузового автомобиля. В этом случае при соблюдении установленной грузоподъемности для ТС характерны: хорошая управляемость при движении, возможность безопасно передвигаться на высоких скоростях, медленный износ автошин. Развесовка оказывает существенное влияние на следующие параметры:
- Разгон. Если планируются поездки на мягком покрытии, то небольшое смещение нагрузки на ведущую ось облегчает разгон и предотвращает пробуксовку колес.
- Устойчивость. Если движение осуществляется при сильном встречном ветре, повышение массы на передней оси обеспечивает устойчивое положение машины.
- Изнашивание автошин при торможении. Снижение нагрузки на переднюю ось позволяет замедлить износ автопокрышек при остановке.
На равномерность распределения нагрузки по осям влияют: положение топливного бака, размещение груза, комплектация грузовика и другие факторы. Этот показатель можно отрегулировать заменой пружин или стабилизаторов, изменением схемы размещения груза, дополнительным утяжелением определенной части транспортного средства.
Вблизи мостов и других дорожных инфраструктурных объектов устанавливаются весы для поосного взвешивания. Перед таким весовым оборудованием стоит знак, на котором указывается максимальная нагрузка на самую нагруженную ось, разрешенная на определенном участке дороги. На таких весах также проверяется допустимая осевая нагрузка, указываемая в техдокументации на конкретное авто. При нарушении одного или обоих показателей водитель получает штраф.
Все водители должны знать весовые характеристики управляемого ими автомобиля и не превышать разрешенные параметры. Только в этом случае возможны: правильная эксплуатация грузового авто, повышенная безопасность пассажирских и грузоперевозок, соблюдение правил дорожного движения, отсутствие штрафов.