Сегодня любое серьёзное коммерческое начинание, будь то строительство многоэтажного дома или организация туристической фирмы, требует наличие бизнес плана. А если речь идёт о получении кредита для осуществления целевой предпринимательской деятельности, то разработанный проект со сроками окупаемости является необходимой составляющей подаваемых в банк документов. Поэтому бизнес план транспортной компании по грузоперевозкам во всех случаях становится базовой платформой для начала коммерческой деятельности в этой области.
Грамотное планирование бизнеса позволяет правильно распределить стартовое финансирование, гарантируя определённую доходность предприятия на начальном, самом важном этапе. При этом такие документы помогают наметить оптимальные пути для долгосрочного развития крупных транспортных компаний или индивидуальных предпринимателей, работающих на своём транспорте.
Общие цели и задачи
Организаторам транспортирных коммерческих предприятий необходимо понимать, что в этом сегменте наблюдается предельно высокая конкуренция. Поэтому выжить в условиях постоянного жёсткого соревнования молодым компаниям непросто. Именно поэтому тактическое и стратегическое планирование с разработкой всех этапов успешного старта становится ключевым фактором запуска и развития нового проекта.
Ключевые задачи бизнес плана:
- Определение размеров начальных инвестиций.
- Оценка конкурентной среды и регионального рынка перевозок в целом.
- Чёткое распределение финансов по намеченным пунктам.
- Разработка основных векторов для старта и развития.
- Фиксация бюрократических формальностей, связанных с открытием транспортного предприятия или регистрацией ИП.
- Определение приблизительных сроков окупаемости.
- Убедительная демонстрация коммерческих выгод для кредитора, если речь идёт о получении кредита для организации бизнеса.
Такие документы должны разрабатываться индивидуально для каждого отдельного случая. Однако за основу можно брать образец типового плана, который подойдёт как для индивидуального предпринимателя, работающего на «Газели», так и для серьезного бизнесмена, задумавшего управлять целым автопарком.
Что включает в себя бизнес план грузовых перевозок
- Все нюансы процедуры регистрации индивидуального предпринимателя или компаний с различными формами собственности.
- Перечисление потенциальных заказчиков транспортных услуг с привязкой к конкретному региону.
- Точный размер всех инвестируемых средств с распределением по отдельным статьям.
- Перечень единиц транспорта с точной или приблизительной стоимостью, который планируется приобрести на начальном этапе.
- Описание основных технических характеристик приобретаемых автомобилей с указанием среднего рабочего ресурса и планируемых затрат на обслуживание и ремонт.
- Планы по аренде помещений под офисы, если существует такая необходимость с указанием стоимости аренды.
- Расходы на рекламу предлагаемых услуг, без которой любое начинание попросту невозможно. В частности, речь идёт о создании собственного сайта и публикации объявлений на платных электронных досках. В некоторых случаях целесообразно опубликовать рекламу в печатных средствах массовой информации, а при наличии финансов – продемонстрировать рекламные ролики на популярных каналах телевидения.
- Перечень индивидуально разработанных стимулов для привлечения клиентов (накопительные скидки, бонусы, бесплатные услуги типа упаковки товара и т.д.).
- Перечень расходов на дополнительное техническое оснащение автомобилей и покупку офисного оборудования, включая мобильные и стационарные телефоны.
- Расчёт общей рентабельности предприятия с указанием приблизительных сроков окупаемости. Под рентабельностью в данном случае подразумевается отношение общей прибыли к себестоимости услуг, выраженной в процентах. Для определения прибыли суммируются все предполагаемые доходы с каждого автомобиля при условии загрузки заказами на 70-80%. В настоящее время рентабельность этого бизнеса в среднем по России составляет 18-22%.
Если планируется запускать большое предприятие с собственным штатом сотрудников, то в бизнес план грузовых перевозок необходимо включить перечень всех работников с указанием заработной платы. Все расчёты производятся, исходя из себестоимости 1 км пробега. Для определения этого показателя общий доход от предоставленных услуг делится на пройденный километраж.
Выбор транспортных средств. Продуманные решения
Для начала нужно определиться, какую именно транспортную услугу вы будете предоставлять. Эта сфера условно разделяется на следующие направления:
- коммерческая доставка грузов общей массой до 1,5 тонн по городу. Офисные, квартирные и дачные переезды. Для этих целей подойдёт базовая модель «Газели» с тентом или импортные аналоги. Если вы выбираете «Газель», то рекомендуется взять новый автомобиль. Малотоннажные грузовики зарубежного производства имеют большой рабочий ресурс, так что в этом случае можно приобрести автомобиль с пробегом от 50 000 до 80 000 километров.
- перевозки скоропортящихся грузов. Эта услуга организуется с помощью специальных изотермических фургонов, устанавливаемых на шасси различной грузоподъемности. Производители «Газелей» и «Соболей» предлагают оснащение изотермическими контейнерами базовых моделей прямо на производстве;
- перевозка грузов с предоставлением бригады грузчиков. Отдельное направление, которое сопровождается необходимостью указания использования наёмного труда в налоговых декларациях и выплаты официальной зарплаты со всеми отчислениями;
- работа на междугородних и международных маршрутах с доставкой крупных партий товаров. В этом случае не обойтись без тяжёлых грузовиков-тягачей, работающих в паре с вместительными контейнерами-фурами;
- доставка негабаритных и специальных грузов. Такие сложные задачи решаются с помощью тягачей с открытыми площадками или фургонами-длинномерами. В большинстве случаев подобные задания требуют согласований со службами безопасности дорожного движения
Если речь идёт о дальних маршрутах, по которым будут ездить ваши автопоезда, настоятельно рекомендуется оснащать каждую машину автономными средствами навигации и радиосвязи. А при перевозке скоропортящихся продуктов – устройствами для температурного контроля изотермических фургонов.
Обеспечение безопасности и контроля – ключевой момент
Дальние междугородние и международные маршруты всегда связаны с необходимостью постоянного контроля над техническим состоянием транспортного средства и местонахождением автомобиля. Сегодня существует большой выбор инновационных устройств, которые могут в удалённом режиме передавать следующие данные на диспетчерский пункт:
- расход топлива;
- температура масла в картере;
- точное местонахождение автомобиля (1 до метра);
- текущая температура в фургоне;
- сигнал об экстренной ситуации
Поэтому если вы собрались доставлять грузы большими партиями в другие города и страны, то установка такого оборудования существенно снизит разнообразные риски.
И расходы на такие технические средства должны быть указаны в бизнес-плане грузоперевозки отдельной статьёй.
Как получить статус индивидуального предпринимателя?
Чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, необходимо подать в налоговую инспекцию по месту жительства стандартный пакет документов. Самым распространённым вариантом ведения предпринимательской деятельности при предоставлении транспортных услуг являются фиксированный патент или единый налог на вменённый доход (ЕНВД).
В бизнес план грузоперевозки ИП, работающего на одном автомобиле без сотрудников, могут быть включены следующие позиции:
- Стоимость автомобиля.
- Затраты на топливо с определением стоимости 1 км пробега.
- Расходы на покупку компьютера, принтера, рабочего мобильного телефона.
- Объём затрат на плановое техническое обслуживание.
- Расходы на налоговые отчисления.
- Размер ежемесячного дохода.
- Суммы, которые будут потрачены на рекламу.
Если вы собираетесь решать масштабные задачи в области доставки грузов и транспортной логистики, в этом случае рекомендуется регистрация общества с ограниченной ответственностью. Соответственно вам понадобится подробный бизнес план логистической компании по грузоперевозкам, включающий все юридические финансовые и правовые нюансы.
Определение сроков окупаемости
Согласно статистическим данным индивидуальный предприниматель с одним грузовым малотоннажным автомобилем, приобретённым в собственность, выйдет на уровень окупаемости примерно через 2 года. Если транспортное средство берётся в аренду, этот срок составляет примерно 5-6 месяцев.
Соответственно можно сделать расчеты для большого парка автомобилей с учётом рыночной стоимости каждого транспортного средства. Во всех случаях большая доля расходов на старте приходится на покупку транспорта, который может стоить от одного до нескольких миллионов рублей. Если для начала бизнеса берётся кредит, в расчётах следует учитывать ежемесячные отчисления по кредитной линии.
Где искать заказчиков?
Для обеспечения транспортной компании заказами необходимо на старте использовать все доступные средства для рекламы бизнеса, включая знаменитое «сарафанное радио».
В настоящий момент задача частного рекламирования облегчается наличием широких возможностей коммерческого интернета.
Оптимальным решением для начинающих грузоперевозчиков может стать площадка Cargocash, на которой вы сможете искать заказчиков в удалённом режиме. Очевидные достоинства такого удобного инструмента могут быть перечислены следующим списком:
- быстрая публикация собственного объявления с предложением конкретных транспортных услуг и перечнем конкурентных преимуществ;
- удобный поиск заказчиков с фильтрацией входящих предложений;
- уведомления о новых заказах, приходящие на электронную почту;
- получение положительных отзывов со всеми вытекающими плюсами
В настоящее время такие решения пользуются высоким спросом у грузоперевозчиков, которые только начинают работу в этой сфере. Низкие затраты с большими возможностями определяют безусловную привлекательность таких отраслевых проектов
Выводы
Если вы не знаете с чего начать грузоперевозки, бизнес план станет для вас главным ориентиром, позволяющим оценить необходимые инвестиции и сроки окупаемости.
Начинать такое серьёзное дело без предварительного планирования означает подвергать свои финансы различным рискам, которые особенно высоки на начальном этапе.
Грамотно распределяя инвестиции и используя для рекламы и поиска заказчиков такие сайты как Cargocash, вы сможете быстро вывести свой бизнес в рентабельную плоскость. И дальнейшая эволюция в высоко конкурентной среде будет проходить с ориентацией на основные положения предварительного стратегического планирования.