Правительство подтвердило возможность скорой установки большого числа постов автоматического весового контроля на трассах нашей страны. Как говорится в федеральной программе «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», к финалу 2021 года на трассах федерального значения будет установлено 400 проверочных пунктов.
Кроме того, подобные комплексы поставят на автомобильных дорогах регионального и местного значения. К дате 2023 года такие системы начнут работу в 60 регионах Российской Федерации.
Полная информация по проекту, входящему в паспорт национальной программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги» обнародована на сайте Минтранса.
В этом вопросе две стороны. Одна из них – дороги правда разрушаются под чрезмерно нагруженным крупногабаритным транспортом, и кто-то за быстро разваливающееся дорожное покрытие должен платить. Вторая – дальнобойщики, у которых и так большое число разнообразных налогов, вычетов и прочего. Проблема сложная, и вызывает большое количество споров.
Согласно аналитической информации от Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами вся длина сети дорог в стране достигает фактически 1,5 миллиона километров на начало 2018 года. И примерно 53 тысячи километров – это как раз трассы федерального уровня, а еще 511 тысяч – региональные и межрегиональные.
И, конечно, сразу можно заметить огромную разницу между их состояниями. Если на главных (федеральных) дорогах в норме 73%, то на региональных 43%, это значит разница в два раза.
А скорость ремонта дорог и их регулярность выглядит совсем грустно. С 2012 главные трассы улучшились на 39%, а региональные только на 6,4%.
Когда проводят исследования касательно состояния отечественных дорог специалисты выделяют две основные причины печальной картины.
1). Недостаточно внимания к автомобильной и дорожной сфере со стороны регионального руководства, мало финансирования для этой проблемы.
2). Нарушение установленных законами весовых стандартов перевозчиками товаров.
Первая проблема – яркий показатель, факт того, что в прошлом году на реставрацию и техническое содержание региональных автомобильных дорог было выделено лишь 15% от фактической суммы потребности (на федеральных трассах этот процент равен 100).
Вторая проблема – ущерб, который наносят перегруженные грузовики находится на уровне в 2,6 триллиона рублей. Показатель от ФКУ «Росдормониторинг».
По итогу проведения сотрудниками Ространснадзора весового и габаритного контроля автомобилей на дорогах всех уровней было сделано 30,4 тысячи постановлений о привлечении водителей-нарушителей к административной ответственности. А от Центра автоматической фиксации нарушений подписано еще 4000 штрафов.
Но, сумма всех оплаченных штрафных санкций, которые пришли в бюджет страны – 910 миллионов рублей, бюджеты регионов – 749 миллионов рублей. Это намного меньше, чем потери.
В такой ситуации, по словам авторов исследования от Российской ассоциации территориальных органов, необходимо установить больше постов автоматического весогабаритного контроля по всей стране. Нужна система по борьбе с нарушителями, которые не хотят подчиняться правилам перевозок.
По данным на апрель этого года на федеральных дорогах России работает 73 точки весового и габаритного контроля. Это 48 стационарного типа, 8 автоматического и 17 автоматика. Но в Минтрансе хотели до конца 2020 года запустить в работу еще 387 пунктов в рамках общей программы контроля.
Таким образом автоматические пункты станут главным средством контроля и борьбы с нарушителями.
В регионах в 68 субъектах Российской Федерации работает 245 точек контроля местного уровня – 25 стационарного типа, 51 автоматика и 169 передвижных.
По словам экспертов, такая программа по масштабам и сложности похожа на внедрение системы «Платон». По этой причине появились предложения по составлению специальной нормативной и правовой базы для четкого регулирования вопроса и повышению эффективности работы новых пунктов проверок.
Теперь нужно будет ждать постепенного внедрения пунктов контроля, их работы и взаимодействия с водителями транспорта. В целом все заинтересованы в улучшении качества всех дорог – и региональных, и федеральных. Главное в этой теме найти общий язык и правительству, и перевозчикам. Это вопрос долговременных вложений и последствий – везти меньше груза, значит дорога останется новой дольше и работать будет легче; делать регулярные ремонты дорог и демонстрировать гражданам плоды работы, и тогда они будут понимать и принимать новую систему.