При осуществлении учета и контроля складской деятельности компании часто применяют различную степень агрегирования учетно-контрольных операций. В общем случае можно выделить четыре уровня.
• Уровень I: затраты на складирование учитываются в целом (для всей компании, используя для распределения единую базу).
• Уровень II: затраты на складирование агрегируются по основным функциям складирования (например, грузопереработка, хранение, управление) и распределяются по каждой функции на основе отдельной базы.
• Уровень III: затраты на складирование агрегируются по основным видам деятельности в границах каждой функции (приемка, размещение, комплектация заказа).
Обсуждение
Следует отметить, что складское сооружение, взятое в лизинг, ежегодно обеспечивает существенную экономию операционных затрат, однако эта экономия, хотя она и достаточно большая, не позволяет получить доходность на инвестиции, превышающую пороговую ставку компании.
Стоимостные элементы, включенные в первоначальный анализ, выполненный компанией, были выражены в «настоящих долларах», а дополнительные поступления не рассматривались. Функция дистрибьюции также имеет свой «пул» капиталов, но проекты, связанные с дистрибьюцией, должны удовлетворять пороговой ставке, которая применяется для всех программ капиталовложений компании.
Капитализация лизинговых платежей в рассмотренном примере позволяет рассмотреть некоторые фундаментальные финансовые концепции. Как было показано в этом примере, лизинг рассматривается как актив, и приведенная стоимость будущих лизинговых платежей в балансовом отчете показывается как актив. Интересно отметить, что компания в своем анализе потока наличных денежных средств
после этого трактовала капитализированную стоимость лизинга как инвестиции, т.е. капитализированный лизинг рассматривался как крупный выходящий поток денежных средств, с учетом которого сравнивалась экономия наличных средств и определялась норма прибыли.
Многие менеджеры утверждают, что приведенную стоимость капитализированного лизинга не следует рассматривать как единовременный, разовый выходящий поток денежных средств, т.е. как инвестиции. Приведенная стоимость годовых лизинговых платежей — действительно статья балансового отчета, но если смотреть на ситуацию с точки зрения потоков денежных средств, то ежегодные лизинговые платежи должны трактоваться как выходящие потоки денежных средств только в тот год, когда они действительно произведены. Если анализ складских помещений, взятых в лизинг, при сопоставлении этого варианта с вариантом использования склада общего пользования требует пересмотра и проведения расчетов выходящих потоков в годовом исчислении, а расходы на оборудование и начальные затраты в 460 040 долл, трактовать как первоначальные инвестиции, то, возможно, будет принято совершенно другое решение. Уточненный анализ приводит к цифрам, показанным в таблице.
Обратите внимание, что чистая приведенная стоимость экономии между вариантами лизинга и использования склада общего пользования составляет 1,6 млн долл, по сравнению с отрицательной чистой приведенной стоимостью при первоначальном анализе. Уточненная IRR составляет почти 30% по сравнению с первоначальным значением IRR в 6,13%. Разумеется, такой анализ показывает, что следует принять решение взять склад в лизинг.
Этот пример показывает, как влияет трактовка различных видов затрат на общий результат финансового анализа. В этом трактовка лизинговых платежей существенно повлияла на конечное решение. Полученные результаты позволяют высказать предположение, что все работники, участвующие в анализе вариантов складирования, должны тщательно оценивать то, как в процессе анализа рассматриваются и учитываются разные элементы стоимости.
Финансовый анализ
Существенным преимуществом, которое будет получено в результате строительства нового складского сооружения, станет повышение качества обслуживания потребителей. Новое оборудование, которое будет установлено в Атланте, как ожидается, даст более высокий коэффициент своевременного выполнения заказов и повысит точность комплектации заказов — именно эти параметры потребители ценят особенно высоко. Однако улучшение обслуживания при проведении анализа не задается в количественном виде и поэтому формально не учитывается. Однако только немногие менеджеры готовы взять на себя риск и постараться учесть положительное влияние улучшения обслуживания потребителей на размер поступлений. Как следует из анализа потоков денежных средств, ни увеличения объема продаж, ни более качественного обслуживания для получения положительной чистой
приведенной стоимости не потребовалось. Однако если это бы был проект с пороговыми показателями (т.е. на грани приемлемых), то в случае возникновения каких-то сомнений потоки денежных средств, связанные с продажами и улучшением обслуживания, позволили бы благоприятно оценить этот проект.
Наиболее интригующий аспект приведенного выше анализа состоит в том, что при рассмотрении возможных вариантов складирования вообще не учитывался вариант использования услуг, предоставляемых третьей стороной. Ситуация, описанная в данном примере, позволяет высказать предположение, что объем складских операций может динамично меняться, что, в свою очередь, может привести к необходимости иметь резервные мощности, требуемые в пиковые периоды. Можно также предположить, что подобная ситуация подходит для привлечения третьей стороны, когда пиковые требования одного из клиентов этой стороны в значительной степени компенсируются относительным спадом активности другого. Было бы интересно в такой ситуации рассчитать норму прибыли собственного склада и сравнить с затратами на услуги третьей стороны. В этом случае, вполне возможно, размер такого выигрыша может оказаться несущественным, так как потребуется учитывать дополнительные мощности, требуемые для работы собственного склада в пиковые периоды. Поэтому, несмотря на то что корпоративная культура может способствовать выбору варианта собственного склада, было бы полезно рассмотреть финансовое влияние услуг складирования, предоставляемых третьей стороной.
Для передачи попутного груза по России вы можете воспользоваться возможностями сервиса CargoCash. Разместите свой заказ на сайте и сравните цены от различных перевозчиков.
Если вы являетесь перевозчиком, то регистрируйтесь прямо сейчас и размещайте свой транспорт на сайте.