Весной произошел резкий рост цен на бензин – это существенно отразилось на всех автоперевозчиках российского рынка, в том числе и на перевозке грузовых составов. Сложившаяся обстановка буквально может разорить автоперевозчиков, поэтому во многих компаниях уже предусмотрели сокращение персонала. Вынужденно приходиться переходить на антикризисные основы управления.
Расход топлива по новым ценам оказался гораздо выше, чем показывает статистика. Перестали предоставлять скидки на покупку топлива крупными партиями, поэтому на АЗС бензин отпускают одинаково для всех, в том числе и для постоянно заправляющихся грузовиков. По сводным показателям выявляют повышение цен на 4-5 %, но официально они выросли до 15 %. А такой показатель не в состоянии уравновесить и крупные компании, в итоге рентабельность перевозок на грузовиках постепенно сводится к нулю и имеет свое влияние на общую картину экономики РФ.
Цены на АЗС не утешительны
Причин подорожания нефтепродуктов есть несколько:
- вывоз нефтепродуктов стал выгодным по сравнению с поставками на внутренний рынок;
- случился акцизный удар – в законодательных актах внесли изменения, которые существенно повлияли на увеличение акцизов.
Российские АЗС постепенно подтягивают уровень цен до мировых – это связано с ростом котировок на нефть на выcшем уровне. Решение по изменению акцизов было принято в связи с улучшением инфраструктуры автодорог, в особенности в Калиниграде, в Крыму и на отдаленном Востоке. Действия правительства, по сути, вызвали неблагоприятную ситуацию и это не было предусмотрено.
Откатить цену назад не удастся, как планировалось, с целью урегулирования взимания акцизов. Традиционные авторемонты дорог за собой потянули проведение чемпионата мира по футболу. Некоторым химическим и нефтехимическим комбинатам даже было отдано распоряжение региональными ФСБ прекратить работу на неограниченное время.
Только в начале июня цены по сравнению с маем подскочили еще на 0,1 %, хотя предусмотрено снижение активов. Соблюдать стабилизацию цен могут только крупные компании по продажу нефти, а независимым АЗС придется должно урегулировать вопрос. Позитивные сдвиги на рынке можно будет наблюдать только ближе к осени – правительство не сумело принять более оперативные меры.
Аналитики посчитали, что подорожание топлива на 10 % разогнало инфляцию на коэффициент 0,1. Это считается видимым прямым фактором, но есть и косвенные. Грузоперевозчики стали тратить намного больше на заправку по сравнению с тем, что показывает статистика. Ситуация с ростом цен на топливо дестабилизировала многие транспортные компании (из них некоторые выживали пользуясь демпингом ставок на перевозки). Полностью негативные результаты проявятся в следующей половине года: продолжится старение автопарка, уменьшится количество кадров, меньше затрат будет идти на экипировку транспортных средств и на обучение специалистов. Все это может отразиться и на безопасности движения, а не только на дестабилизации экономической картины.