Вообще тема быта водителей дальнего следования всегда была очень интересной. Если посмотреть видео-каналы с дальнобойщиками в интернете, то зрители чаще всего задают о вопросы о том, какого это все время быть в дороге, как питаться нормально, в целом все бытовые стороны жизни. Тема еды вообще очень важная и насущная для всех, кто постоянно в пути. Разные водители поделились своим мнением о питании в рейсах.
По их словам, дальнобойщиков можно разделить на две группы - одни очень разборчивы в еде, а другие полностью обратное. Часто бывает так, что если это холодное время года (осень и зима), то проще всего готовить вкусный обед дома, в дороге не испортиться, низкие температуры. И кроме того, у большинства водителей в кабине есть газовая плита с баллоном, чтобы разогреть еду. Полагаться на места для общественного питания не всегда получается.
Места общепита тоже можно разделить на несколько групп – есть большие центры со стоянкой, например, «Скорость» (трасса перед Тверью) или «Визит» (дорога до Нижнего Новгорода), которому уже пара десятков лет. На подъезде к Воронежу есть такой центр. У Самары их вообще несколько, по обеим сторонам трассы. Это крупные стоянки, там и грузовики, и легковушки, и рейсовый пассажирский транспорт, пассажиры (группы), кормят по 50 человек в одно время, проходимость очень высокая (тысячи людей за 24 часа). Это даже не столовая, а огромный конвейер, и фабрика, и кухня. Это не крошечная забегаловка у дороги, а большая и прибыльная индустрия, где три основных направления – транспортные услуги, продукты питания и обслуживание. Таких центров больше всего в Европейской части нашей страны, так как именно там большой поток грузовых машин. Но, часто из-за высокой проходимости страдает качество еды.
Вторая группа - это, например, в Сибири там больше семейного бизнеса, маленькие кафе, домашняя еда, там меньше проход машин и подход к посетителям более индивидуальный.
***
Центральная часть страны – это чаще всего обычное, привычное русскому человеку меню (супы, мясная продукция, рис, греча, макароны), а, например, проехав дальше Нижнего Новгорода, или за Ульяновск можно встретить очень интересную еду.
В Татарстане, Башкирии в меню почти любого кафе есть конина. По направлению к Южному Уралу начинают встречаться такие блюда как хашлама, плов, манты, лагман. Если есть побольше времени на обед можно заказать именно эти блюда, их приготовят. А если спешка, то будет обычная размороженная в микроволновке еда.
После к Екатеринбургу по направлению к Новосибирску начинает встречаться грузинская или армянская кухня. От последнего и к Красноярску – много сибирской кухни (пельмени из оленины и медвежатины). От Читы до Владивостока и Хабаровска много европейской еды (но, водители не рекомендуют заказывать морепродукты). А 500 километров от Владивостока до Кавалерово могут встретиться всего пара кафе рядом с АЗС. Чем дальше двигаетесь в тайгу, тем больше полагаться можно только на сельские магазины, чтобы просто купить продуктов питания, и самостоятельно уже готовить. Там нет потока нужного, чтобы кафе окупалось.
***
Большая часть россиян, которые проживают по другую сторону Волги – мусульмане. И, когда приезжаете в кафе в тех регионах, то можно заказать в кафе халяльную еду, ее готовят очень аккуратно. И именно этот фактор делает блюда в татарских и башкирских кафе более безопасноыми, по словам водителей.
***
Если ехать по южному направлению по трассе M4 по маршруту на Ростов много кафе с национальной кухней. Есть и армянские, грузинские, русские блюда. А ближе к Ростову в меню появляются позиции с раками, но их, как советуют дальнобойщики лучше не брать.
***
Во время рейса лучше брать из дома бутерброды, плов, кашу, отбивные – домашняя еда, состав которой знаком. Лучше готовить дома мясо, отбивные, мясо, настоящее, а котлеты и сосиски не известно, что там.
Самый опасный момент блюда, в которых есть скоропортящиеся ингредиенты, лучше их избегать, ведь дорога долгая и лучше не иметь проблемы со здоровьем.
***
На дороге все специально настроено на максимальное извлечение прибыли из всех проезжающих водителей. Где ездят легковые машины, там может что угодно быть в кафе, ведь водитель вряд ли вернется туда. А вот в тех заведениях, которые ориентированы на дальнобойщиков дорожат своей репутацией, ведь рейсы то часто одинаковые. В таких местах очень качественно делают блюда.
***
Все всегда по-разному, у кафе часто меняются хозяева и качество продукции соответственно тоже. Это нужно понимать. Главное внимательно подходить к выбору места обеда или ужина, слушать отзывы на заведения от других водителей.
Бывают ситуации, к примеру, следующие – например, когда какая-то сеть закусочных, примерно в 80-е приносила владельцам хороший доход, а потом у дальнобойщиков доход упал, понизилась покупательская способность и денег владельцам не хватает и начинает ухудшаться качество блюд в этих кафе и количество самих заведений сети сокращается.
Раньше на дорогах часто были бабушки со вкусными пирожками, домашней едой, но это все было в нулевые годы. А сейчас всех пытаются подвести под индивидуальных предпринимателей и все это пропало с дорог. Да и домашние места не могут конкурировать с большими центрами, где может отстояться дальнобойщик в соответствии с показателями тахографа.
***
Можно разделить все кафе, где питаются водители дальнего следования на несколько групп. Одни находятся на больших АЗС, например, «Газпромнефть», «Лукойл» и другие известные бренды. Но в подобных кафе дальнобойщики редко едят – на заправках дорогая еда и только перекусы с большим количеством добавок. Вторая группа – дорогие кафе при мотелях. Там останавливаются водители, которые едут в рабочие поездки, туристы или же если очень хороший заказ с высокими суммами на расходы. Третья группа – плохие кафе в палатках или же вагонах, не соблюдение санитарных норма, нет уборных, нет мест для нормального мытья рук и страшно подумать в каких условиях готовят еду. В такие места бывалые водители не едут, так как понимают, что здоровье дороже. И четвертая часть – это золотая середина между всеми описанными позициями. Это средние кафешки. Они находятся на больших стоянках для дальнобойщиков. Обычно это происходило по схеме – водители собираются где-то в безопасности, там появляется стоянка и, конечно, открывается кафе, ведь в одном месте собирается сразу большое число потенциальных клиентов. Обычная цена в таких местах 250 рублей за полноценный обед, а средние суточные водителя 500 рублей, как раз пару раз покушать хватит.
***
Многие выбирают кафе по советам других водителей, которые уже работали в регионе, просто спрашивают по рации. Ведь требование в общем-то у всех одно – это вкусная, горячая, домашняя еда. И цена имеет значение, полноценный обед должен стоить не больше 300 рублей, иначе денег не хватит. Цены высокие в Москве и регионе, и еще в Хабаровске, в остальных регионах – Новосибирск, Омск и Тюмени еще все более или менее ровно.
***
Некоторые водители советуют выбирать кафе по принципу – если стоит много грузовиков рядом со столовой значит место хорошее и скорее всего еда свежая и вкусная. А если машин нет заезжать не стоит. Салаты с заправки брать водители не советуют.
Водители в любом случае не пропадут всегда можно приготовить еду прямо в машине. Лучше иметь про запас ежу в холодильнике.
***
Еще водители советуют вести себя, как в передаче «Ревизорро» - ориентироваться по запаху кафе, чистоте внутри заведения и в туалете. Это как своеобразный показатель отношения к чистоте и порядку и к клиенту в целом.
***
Если ближе подъезжать к югу, то меню будет очень необычным. Есть разница между борщом в Краснодарском крае и в Тульской области. Кубанский борщ светлый и больше похож на щи.
А на пути к Ростову очень часто можно встретить уху из свежей рыбы. Ели в Туле, Липецке и Воронеже и в этих регионах часто в кафе котлеты, то в Ростове уже появляются в меню шашлыки и местные пельмени. Очень интересно пробовать новые блюда.
Самое главное в вопросе выбора питания подходить к вопросу внимательно и не пренебрегать собственным здоровьем!