Автомобильная революция в России шла не такими мощными темпами, как в Европе и Америке. Дело в том, российские власти не вполне одобряли такие новшества как безлошадная тележка, опасаясь, что рост количества автомобилей приведёт к необходимости капитальной реконструкций сильно запущенных городских улиц.
Родоначальником автомобильных грузопотоков стал никому не известный чиновник Орловский, получивший официальную лицензию на перевозку тяжёлых грузов личным паромобилем 16 июля 1872 года. А первое транспортное предприятие, предлагающее грузовые перевозки, появилось в нашей стране только в 1904 году. К слову, например, во Франции в это же время уже работали более 50 компаний, занимающихся перевозками грузов по всей Западной Европе.
Стремительное ускорение по всем направлениям
Дальше бело пошло быстрее. Интерес к новому виду коммерческих перевозок поначалу стимулировали зарубежные журналы, посвящённые автомобилестроению и всему, что с ним связано. И уже в 1905 году в России появилась статья, обосновавшая безусловную экономическую выгоду грузовых перевозок автомобильным транспортом. А разразившаяся вскоре русско-японская война окончательно доказала необходимость использования грузовых автомобилей для доставки тяжёлых грузов по бездорожью.
На этом этапе развития в области грузоперевозок работали несколько крупных акционерных компаний, так как автомобиль в то время пока что ещё считался роскошью, а не массовым средством передвижения. Первый законодательный акт, регламентирующий эту сферу, был издан в 1907 году под красноречивым названием «Правила по перевозке на автомобилях тяжестей и пассажиров».
1908 год стал новой ступенью динамичного развития этого сегмента, в котором уже работали около 30 крупных и средних транспортных предприятий. По мере технического совершенствования автотранспорт постепенно «пристёгивался» к железнодорожным и речным портовым терминалам, формируя зачатки транспортно-складской логистики.
А что же Советская Власть?
Объективная история развития грузоперевозок утверждает следующее. После октябрьского переворота 1917 года производству грузовых автомобилей не было уделено должного внимания. Поэтому сильно пострадавшая от гражданской войны российская экономика довольствовалась допотопными постоянно ломающимися моделями, которые обслуживались 4-5 техниками.
Несмотря на глобальную индустриализацию, к 30-м годам прошлого века дела с грузовым подвижным составом в России обстояли крайне плохо. Катастрофически не хватало запчастей и ремонтных баз, а все неисправности зачастую устранялись в полевых условиях кустарными методами. И только к 1932 году, когда ускорились темпы строительства крупных заводов и электростанций, в транспортной отрасли наметились положительные изменения. Наконец-таки в стране стали практиковать научный подход к вопросу доставки грузов, разрабатывая первые правила моделирования и мониторинга грузопотоков, складских мощностей, дорожной инфраструктуры.
В 1940 году вводятся строгие нормативы погрузки и разгрузки, а самой эффективной технологией диспетчеризации становится радиосвязь. Во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы быстро развивается автомобилестроение, а вместе с ним и транспортные услуги по доставке грузов. Для перевозки на дальние расстояния стали использоваться тягачи с прицепами, а весь маршрут разбивался на отдельные участки (плечи). Автомобиль доставлял товар в конечный пункт такого участка, а на обратном пути забирал попутный груз.
Настоящее и будущее автомобильных грузоперевозок
- Автомобильные грузоперевозки в настоящее время уже пережили этап интеграции в международную рыночную экономику. Именно автопоезда перевозят большинство коммерческих грузов по стране и за рубеж, используя для этого современные седельные тягачи и высокотехнологичные фургоны.
- Развитие отрасли сильно тормозится экономическими кризисами и несовершенством отечественного законодательства. Тяжёлый налоговый и бюрократический пресс зачастую дополняется коррупционной нагрузкой. Выдача разрешительных документов затягивается, что приводит к порче груза и длительным простоям автотранспорта. В последнее время в этой области наметились положительные сдвиги, связанные с внедрением электронного документооборота.
- Описанная история развития грузоперевозок в России сегодня продолжается новым эволюционным витком, связанным с внедрением в нашу жизнь технологий интернета. Ярким примером информационной революции транспортной отрасли может послужить портал безопасных грузоперевозок Cargocash. Данный проект занимается организацией взаимодействия грузоотправителей с перевозчиками в удалённом режиме. Впечатляющая база данных позволяет быстро находить заказы и исполнителей. Широкий набор опций обеспечивает уникальное удобство поиска в режиме онлайн. А объективные рейтинги и отзывы помогают выбирать наиболее ответственных и надёжных перевозчиков.