В конце мая водители дальнего следования в Бразилии организовали недельную забастовку, которая остановила движение по дорогам всей страны. Активисты перекрыли передвижение грузовых машин на большом количестве трасс и магистралей, заблокировали заправки, у аэропортов были израсходованы финальные запасы топлива (многие вообще закрылись). Магазины были пустые, школы и университеты закрывали, уменьшился экспорт, а в некоторых городах государства даже вводили чрезвычайное положение.
Такая ситуация сложилась из-за новых реформ от президента Мишеля Темера и его либерального руководства, которое пришло к управлению Бразилией после импичмента социал-демократического президента Дилмы Русеф. Реформы в экономике от новой власти довели ситуацию до взлета стоимости топлива в два раза с 2016 года.
Большая часть населения страны против новой политики правительства. Реформы создали ситуацию таким образом, что теперь цены на топливо полностью зависят от доллара и новое быстрое подорожание американского доллара довело ситуацию до пика. Забастовка началась, так как так работать водители больше не могли. Основные требования активистов – уменьшение цен на топливо (в том числе и дизель) и снижение налогов и прочих дорожных сборов.
В 2016 бывший президент страны, член левой Партии трудящихся, Дилма Русеф была отстранена от работы по причине взятия в долг у коммерческих банков денег для финансирования бюджетного дефицита. Хотя общественность относилась негативно к Мишелю Темеру, он все-таки пришел к власти и начал проводить реформы, которые сводили в ноль все достижения предыдущего правительства.
1). Бюджет на образование, здравоохранение, социальное обслуживание и общественные вопросы был заморожен на 20 лет.
2). Убрали запрет на максимально допустимый 8-часовой трудовой день. Теперь один день сотрудника может быть и 12 часов, до того момента, пока общее число часов не более 44 в неделю.
3). Убрали обязательный налог на деятельность профсоюзов.
4). Перерыв на обед уменьшили с одного часа до тридцати минут.
5). Продлили срок временных трудовых договоров с трех до четырех месяцев.
6). Приватизированы большое количество государственных компаний.
7). Переделали школьное образование: обязательными уроками стали только математика, португальский и английский языки. Они занимают теперь 60 процентов учебы за 3 года средней школы. Такие дисциплины как история, география и биология теперь не важны.
Кроме того, в правлении Темер впервые со времён военной диктатуры взял в кабинет только белых мужчин. В результате, в июле прошлого года уровень одобрения президента был лишь 2%, а 85% граждан недовольны его правлением. Данные от Ipson.
Такая ситуация привела к тому, что положение рабочих и состояние экономики Бразилии значительно ухудшилось. Рост цен на дизель стал лишь последней каплей для начала народной забастовки, которая зрела последние пару лет, нужен был лишь финальный толчок.
18 мая дальнобойщики сообщили, что начинают масштабную акцию протеста, которая будет идти до тех пор, пока не выполнят их требования. Ровно 21 мая утром были заблокированы дороги и стартовала забастовка. Уже на следующий день автомобильные фирмы, такие как Ford, Chevrolet и Fiat, сказали о больших трудностях в вопросе поставок деталей и уменьшении производства.
23 мая аэропорты стали бить тревогу о недостатке топлива. В Сан-Паулу отменили много рейсов. Города Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Порту-Алегри и штат Пернамбуку сообщили о введении чрезвычайного положения.
В супермаркетах уменьшалось количество продовольствия и ввели лимит на продажу еды на одного человека. Проблемы начались и с экспортом традиционно бразильских продуктов – кофе, сахар, апельсины, мясо. После стало кончаться топливо на заправках, отменялись занятия в школах и университетах, сократилось число автобусных маршрутов, топлива не хватало даже полиции.
Эта национальная забастовка уже считается самой большой за последние двадцать лет. Хоть в СМИ и освещают ситуацию с негативной стороны, общественность поддерживала протестующих.
В итоге 27 мая правительство пошло на встречу и цены на топливо снизили и занялись регулированием этого вопроса на постоянной основе. Стоимость дизельного топлива была уменьшена на 0,46 реала (0,13 доллара) и закреплена на новом уровне на два месяца. Власти также сообщили о пересмотре тарифов каждый месяц, а не посуточно, как было до этого. На фоне ситуации глава Petrobras Педру Паренти, который ратовал за прежнюю политику ценообразования, ушел в отставку.
Правительство Бразилии вынуждено было сдаться по причине слаженной работы бастующих, и из-за того, что большой процент грузов в стране перевозится автотранспортом и поэтому забастовка фактически останавливает жизнь в государстве. Большую роль в протесте сыграли профсоюзы, они пользуются большой популярностью и занимаются отстаиванием прав трудящихся.