Грузовые перевозчики Беларуси, которые работают на международных маршрутах рассчитывают на хорошую атмосферу на ближайшие по крайней мере 6 месяцев. Рынок уже привык к взаимным санкциям России и Европейского союза, с грузовыми потоками которых и работают белорусские фирмы.
По словам экспертов, к санкциям уже все привыкли и поняли, как нужно работать в таких условиях, экономика стран, вовлеченных улучшается, стоимость нефти показывает положительную динамику, к тому же сильных политических перемен в странах сотрудничества нет.
При этом бизнес понимает, что Россия чувствительная к ограничениям, и, если будут введены новые санкции, это может быть рискованно, начнут снижаться инвестиции и грузовой поток во всем регионе.
В целом, на данный момент цены на грузовые перевозки дают возможность фирмам заниматься обновлением и увеличением автомобильного парка – производители тягачей и прицепов обладают пакетом уже полученных заказов на фактически девять месяцев вперед. Но выросла конкуренция между транспортировщиками – все хотят не только сохранять, но и уже обновить старые транспортные средства на новые, чтобы развиваться, поспевая за рынком. Самое важное в бизнесе – это обучение сотрудников, повышение профессиональной квалификации. Побеждают те, у кого большой сервис обслуживания, передовые технологии и широкий спектр услуг.
Сейчас перевозчики из Беларуси чувствуют себя более уверенно, чем в прошлом году, так как они теперь могут конкурировать с зарубежными компаниями.
На данный момент самая сложная работа на доставке с рефрижераторами, именно эта часть бизнеса по транспортировкам находится в минусе. Ставки фрахта снизились на 10-20%, сейчас они на одном уровне с тарифами на поставку тентованными фурами или даже меньше. Свой эффект показал плохой урожай в Европе за 2017 год и усиление проверок за поставками санкционной продукции на границе России.
Самая большая сдерживающая причина на перевозки – маленькое количество разрешений на международную доставку товаров. Для водителей из Беларуси эта проблема принимает хронический характер. Не хватает многих европейских согласий, в большом дефиците документы от Российской Федерации на I и II категорию, а также от Казахстана и Узбекистана. Компании стараются подстраиваться под новые условия и порядки.
Вся ситуация ухудшается еще и из-за того, что во многих государствах Европы перевозчиков поддерживает правительство и водители из Беларуси иногда просто не выдерживают конкуренции с крупными транспортными фирмами из других стран.
Но на проблемы нужно искать решения и в этой ситуации оно следующее. Логистические компании стали изменять свою основную специализацию. Например, некоторые компании, такие как «Фабеас» уменьшили спектр именно транспортных услуг и покинули рынок дорожных транспортировок и занялись морскими и авиаперевозками, и прямой доставкой товара железной дорогой из Китая, где еще есть свободные ниши для транспортного бизнеса.
По информации специалистов, ждать увеличения фрахтов на перевозки и роста масштабов транспортировок не приходится, будет только конкурентное перераспределение всех объемов между уже работающими фирмами на рынке.
Сейчас самое важное всем, кто планирует работать встраиваться в реалии цифровой экономики. Это значит создавать недорогой и комфортный для клиентов сервис. А появления новых больших компаний в отрасли не будет, так инвестиции в Беларусь от зарубежных партнеров не очень большие.
Самый сдерживающий фактор для динамичного развития транспортной и логистической отрасли в Беларуси для работы с импортными доставками – это малый внутренний спрос в экономике. На погашение ранее взятых внешних заимствований нужно затрачивать все больше средств по отношению к ВВП.
Также есть опасения, что экономика Беларуси скорее всего не сможет сделать сильный экспортный рывок. Так как Россия планирует заменить на своем рынке белорусские товары собственными отечественными эквивалентами. А на наработку новых партнерств нужно много времени и актуальных переговоров.