Массивные большие конструкции, крупная техника и оборудование относится к категории тяжеловесных негабаритных грузов, доставка которых требуют соблюдений определённых правил. Вышки электропередач, осветительные мачты, экскаваторы, тоннельные машины, элементы трубопроводов и мостов; всё это - негабаритный груз, определение которого в российских правилах дорожного движения звучит следующим образом:
- груз выступает за края транспортного средства сзади или спереди более чем на 1 метр;
- груз выступает более чем на 40 см сбоку, считая от габаритных огней транспортного средства;
- высота перевозимого объекта превышает 4 метра, считая от дорожного полотна;
- длина груза превышает 20 метров;
- общая масса автопоезда - более 38 тонн
Каждая страна устанавливает собственные нормативы негабаритных грузов, что зачастую затрудняет международные перевозки, о чём более подробно будет рассказано ниже. Во всех случаях транспортировка крупногабарита требует наличия маркировки на транспортном средстве «Крупногабаритный груз» и сигналов, расположенным по краям транспортируемых конструкций, техники или оборудования.
Правовая база
- Доставка негабаритных грузов регламентируется Правилами дорожного движения и Федеральным законом №257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации». В частности, основные требования и правила описываются в Главе 5 статья 31, в которой обозначено, что любая такая перевозка должна сопровождаться получением специальных разрешений. Исключение составляет военный транспорт и военизированная самоходная техника.
- Выдача и форма разрешений определяется Приказом Минтранса России от 21.09.2016 N 272 (ред. от 24.07.2018) «Об утверждении Порядка выдачи специальных разрешений на крупногабаритные транспортные средства».
- Международные маршруты, связанные с доставкой негабаритных и опасных грузов, регулируются Федеральным Законом N 127-ФЗ «О государственном контроле над осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».
- Постановление Правительства РФ №934 2009 года, описывает порядок возмещения вреда, причиненного доставкой негабаритных грузов.
- Приказ Минтранса РФ №125 от 27 апреля 2011 года определяет правила весового и габаритного контроля транспортных средств.
Перевозка и размещение негабаритного груза. Основные правила
Каждая доставка крупногабарита представляет собой определённую опасность, как для транспортных средств, так и для окружающей дорожной инфраструктуры и природной среды. Поэтому любой негабаритный груз, размеры которого превышают указанные выше нормы, должен перевозиться с выполнением следующих требований:
- Нагрузка на каждую ось должна распределяться так, чтобы не превышать максимально допустимые значения, установленные производителем транспортного средства.
- В процессе движения необходим постоянный контроль над состоянием крепежа и общей надёжностью фиксации груза.
- Груз не должен закрывать оптические приборы транспортного средства.
- В ночное время перевозимые объекты должны иметь сигнальное освещение.
- В некоторых случаях такая доставка требует сопровождения специальными автомобилями прикрытия с проблесковыми маячками жёлтого цвета. Например, если маршрут пролегает через узкие мосты или тоннели.
- Скорость движения транспортных средств ограничивается 60 км/час, а по мостам – 15 км/ час.
- Полуприцепы должны оснащаться автономным стояночным тормозом.
- Автопоезд должен иметь 4 противооткатных упора.
- При наличии гололёда и сложных метеорологических условий с видимостью менее 100 метров перевозка запрещается.
- Любое отклонение от разработанного и согласованного маршрута запрещается.
Самой сложной задачей в подготовке таких рейсов является правильное размещение и закрепление груза с предварительным расчётом всех параметров балансировки. При этом учитываются размеры, центр тяжести и общая масса транспортируемых объектов, а также характеристики грузовой платформы и допустимых нагрузок на оси. Эти мероприятия являются обязательными составляющими подготовки к транспортировке и называются развесовкой груза.
Что нужно для получения разрешения?
- Подробное описание маршрута движения с согласованием в региональных органах Росавтодора. ВНИМАНИЕ! Данное действие не требует оплаты никаких сборов и пошлин.
- Техническое описание транспортного средства, привлекаемого к перевозке негабаритных грузов.
- Возмещение причинённого вреда, устанавливаемого часть 12 статьи 31 ФЗ №257.
- Информирование собственника дорог (местных органов власти) о предстоящей доставке.
- Сведения из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств о принадлежности перевозчика и привлекаемого транспорта к соответствующей категории.
- Договор с организацией, предоставляющей автомобили прикрытия с жёлто-оранжевой полосой и проблесковыми маячками.
Какие проблемы существуют в международных перевозках?
Доставка негабаритных грузов с пересечением государственной границы связана с соблюдением дорожных нормативов различных государств. Если речь идёт о странах Таможенного Союза, то в этом случае никаких проблем нет – на данной территории работает унифицированный технический регламент.
Однако зачастую у перевозчиков возникает вопрос, как правильно перевозить негабаритный груз, например, в страны ЕС. И вот тут все участники процесса доставки сталкиваются с одной большой проблемой – несовпадение требований к транспортным средствам и правил перевозки крупногабарита. Поэтому до сих пор правительства стран Таможенного Союза активно работают над гармонизацией существующего законодательства и нормативов под международные стандарты.
В новой редакции Федерального закона №257-ФЗ от 2018 года введено положение, согласно которому все подобные перевозки осуществляются в рамках Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR), заключенного в г. Женеве 30 сентября 1957 года. Однако существует ещё целый ряд разногласий, которые усложняют реализацию подобных проектов.
Отдельно стоит отметить высокую коррупционную составляющую, которая в этом сегменте просматривается достаточно отчётливо. Выдача разрешений на международные рейсы до сих пор связана с желанием чиновников получить незаконное вознаграждение от грузоотправителей и перевозчиков. И только введение электронного документооборота постепенно снижает коррупционную нагрузку в этой сфере.
Где найти перевозчика для доставки негабаритных грузов?
Любой негабаритный груз ПДД предписывают перевозить на специальном транспорте.
Для доставки крупногабарита используются следующие транспортные средства:
- открытые платформы-тралы грузоподъёмностью до 150 тонн, ведомые грузовиками тягачами;
- низкорамные платформы без боковых ограничителей грузоподъёмностью до 100 тонн
Поиск таких мощных подвижных составов может существенно облегчить регистрация на портале безопасных грузоперевозок Cargocash. Именно здесь вы сможете быстро найти профессиональных перевозчиков, имеющих необходимую квалификацию и транспорт повышенной грузоподъёмности