Согласно закону тахографы должны быть в обязательном порядке во всех машинах, которые совершают длительные маршруты. Это грузовики подъемностью более 3,5 тонн и автобусы, которые перевозят пассажиров (место водителя и более восьми пассажирских сидений). И все водители задаются множеством вопросов. Как выбрать тахограф? Какой лучше взять? Где купить и выгодный и качественный аппарат?
Эти и огромное число других вопросов задают себе дальнобойщики и транспортные компании последние пять лет. Есть, конечно, самый главный вопрос – «Почему автомобильные заводы сами не устанавливают обязательные тахографы в тот тип транспорта, что прописан в законе?» И вообще должны ли они брать на себя эту задачу?
Ответы на эти вопросы находятся на уровне законодательных актов. Если следовать логике, то автозаводы вроде и должны именно так и делать – монтировать тахограф в транспорт еще во время сборки модели. Этого же требуют и нормативы создания безопасной конструкции автомобиля, которые описаны в Техническом регламенте Таможенного союза («О безопасности колесных транспортных средств»).
В нормативных документах есть данные о том, что тахограф это часть транспортного средства (то есть автомобильная часть по номенклатуре производителя), это значит, что нельзя ставить в машину другую модель тахографа. Это получается тот вариант, который не относится к производству завода-изготовителя самого автомобиля и не приходил процесс одобрения типа транспортного средства.
Возникает вопрос – зачем так четко и строго устанавливать модель тахографа, которая будет стоять в машине? Ответ простой – сигналы аппарата формируют исполняемые команды в программе управления транспортом, которая играет важную роль в уровне безопасности и правильности управления. Вывод такой, что тахограф, который не участвовал в тестах в составе конкретной модели машины может дать ошибочные данные потенциально приводящие к аварии или сложной ситуации на дороге во время движения.
Это основная причина, по которой закон требует ставить именно «родной» тахограф и не разрешает монтировать модели от других производителей без первичного заключения комиссии экспертов о возможности установки другой модели в конкретное транспортное средство.
Нужно понимать, что если в машину ставится другой тахограф, не от завода-изготовителя транспорта и не прошедший экспертной оценки, то это является нарушением закона, который может привести к дальнейшему запрету на пользование автомобилем вообще.
Теперь переходим к главному вопросу, почему заводы не всегда ставят тахограф сразу на заводе? Закон требует от производителей обязательно создать только подготовку к установке аппарата. И получается основная забота по оснащению машины тахографом переходит к дальнобойщику или же компании-перевозчику.
Сейчас многие автомобильные производители понимают, как трудно перевозчику следовать всем правилам и пунктам законов об эксплуатации автомобиля и ставят тахографы уже прямо на заводе, хотя они могут этого и не делать. Конечно, это упрощает задачу транспортным компаниям и уменьшает ее затраты на установку тахографа.
Но, анализ документов и гарантийных данных, плюс масштаб затрат на обслуживание по гарантии показал, что предприятиям, чтобы не выходить за рамки бюджета, который выделяют на гарантийное техническое обслуживание нужно решить пару связанных между собой задач. Создать возможность для бесперебойной работы тахографа и обеспечить безопасность всей конструкции машины. Это значит, что нужно полностью устранить шанс подачи тахографом неверной информации в систему управления, ведь результат может привести к поломке агрегатов.
С такими трудностями сталкиваются отечественные автомобильные заводы и проблемы связаны прежде всего с тем, что отсутствует долговременный опыт по работе с тахографами в составе машины у российских автомобильных производителей. В Европе такой проблемы нет – там уже долгое время работают с аппаратами и их качество очень высокого уровня. Это значит, что и устройство и данные с него в систему работают исправно и не дают сбоев.
Например, очень удобна европейская модель тахографа VDO DTCO® 1381, также есть популярная на отечественном рынке VDO DTCO® 3283, которая имеет отличия от европейского аналога только в части программного обеспечения, воплощающее в жизнь одно из требований по защите информации.
На автозаводах Европы все машины выпускаются с завода с установленным тахографом – это и правильно, и практично для обеих сторон – и производителя, и клиента. Для того, чтобы соблюдать поставленные задачи тахографы постоянно проверяются и тестируются на автомобилях. Испытания, подготовка документации для автомобилей может занимать до 2 лет.
За время ввода на российский рынок программы по контролю с помощью тахографов на территории нашей страны с 2014 года по 2018 приборами VDO оснастили больше 200 разнообразных машин. В эти данные не включены показатели из других стран. Перевозчики выбирают один и тот же тип тахографов на разных рынках следования.
Очень часто тахографы VDO устанавливают на конвейерах и сами производители транспортных средств.
Автомобильные заводы очень часто идут на встречу клиентам и все-таки увеличивают линейки машин с уже строены в них аппаратами учета. Это происходит постепенно, но если сравнивать с 2014 годом, то прогресс есть и количество транспорта увеличивается. Ведь это снимает дополнительные заботы с владельца автомобиля.
Процесс перехода на повсеместную установку тахографов прямо на заводе идет постепенно, ведь все зависит от мощностей и возможностей конкретного предприятия. И, конечно, те кто начали работать раньше по этому вопросу, достигли уже больших успехов.
Очень важно понимать, что ставить тахограф нужно в любом случае, просто если есть возможность выбора, то лучше купить машину со встроенным аппаратом, так как это облегчит задачу. А чтобы поставить в транспорт тахограф не от вашей модели, то необходимо пройти экспертную оценку, иначе машину могут не допустить к эксплуатации.