Не так давно была опубликована информация о том, что транспортные компании Литвы испытывают проблемы с необходимым для работы персоналом. А конкретно им нужны водители-дальнобойщики, их просто не хватает на все заказы и маршруты. Спасение в этой ситуации привлечение сотрудников из других государств. В ситуации с Литвой – это водители дальнего следования из Украины и Беларуси. Чаще всего компании ищут персонал через посредников, так как в индивидуальном порядке найти трудно.
Ситуации бывают разные – от проблем с посредниками по поиску, до обманов водителей иностранцев перевозчиками Литвы.
Одна из историй (источник https://www.cargonews.lt)… Компания «Sanara», ее руководитель искал штат водителей и обратился в компанию по поиску. Был подписан договор об оказании услуг. После этого нашли дальнобойщиков из Беларуси, желающих работать в фирме. Согласно договоренностям, им четко объяснили условия труда – базовый оклад и командировочные, сотрудники в письменной форме подтвердили свое согласие. Но по старту работы сотрудники начали просить денег раньше установленных сроков, ссылаясь на личные проблемы, такие как кредитные обязательства перед банками. Также выяснилось, что фирма по трудоустройству берет с сотрудников комиссионные за предоставление работы.
Помимо этого, в договор о сотрудничестве между перевозчиком и компанией хотели включить пункт о том, что первые не могут самостоятельно искать водителей из третьих стран, но без гарантий, о том, что вторые найдут точно весь требуемый заказчику персонал.
В итоге, водители были недовольны выплатами и их сроками и обратились в литовскую Комиссию по трудовым спорам, где проиграли дело.
Как работает эта обманная схема?
После детального разбора описанной выше ситуации становится понятно, что нажиться на трудоустройстве водителей из третьих стран, которые чаще всего плохо знают язык или не знают совсем и не понимают нюансов трудового законодательства страны, в которой работают, могут многие. Как и фирмы по трудоустройству (как в нашем случае), так и фирмы-перевозчики (таких историй тоже много).
Чтобы обезопасить себя от подобных ситуаций нужно понимать, как работает этот алгоритм. Агентство по трудоустройству может в неофициальном порядке просить с водителя и работодателя оплату за свои услуги (разовый вариант). Водитель платит, потому что получил работу в Европе, работодатель, потому что есть сотрудник, которого он так искал, который соответствует его профессиональным требованиям. Но, при всем этом посредник говорит фирме-перевозчику, что эта самая выплата будет сделана за счет водителя, значит ее вычтут из первой зарплаты.
Следующее, бесконечные денежные комиссии за оформление всех необходимых для работы за границей документов. Пакет бумаг большой – трудовая виза, разрешение на проживание, регистрация, медицинские справки с переводом на язык страны, документы на управление транспортным средством. Тут водитель платит пошлины и плюсом еще просит денег за помощь в оформлении документов фирма по трудоустройству.
Есть еще опасность, когда есть сговор между посредником и заказчиком, чтобы уговорить подписать работника невыгодный ему контракт, а удобный работодателю, а фирма по поиску работы получит свой процент за эту «услугу».
Очень важно понимать, что перевозчикам и посредникам нужно подписывать договора внимательно предварительно все обсудив и проверив бумаги с юристами.
Водителям также необходимо проверять все что вы подписываете, при проблемах с языком нужно просить договор домой, перевести его и посоветоваться со своим юристом и только после этого подписывать бумаги. Один раз потратив деньги на профессионального юриста и переводчика, водитель спасет себе много нервов и средств во время своей уже работы в другой стране.