Нормативные затраты для логистики, возможно, будет труднее разработать, поскольку показатели выхода продукции здесь намного более разнообразны, чем в производстве. Так, при разработке норматива для комплектации вполне возможно, что конечным контрольным показателем могут быть заданы нормативные затраты на один заказ, нормативные затраты на всю заказываемую товарную линию, нормативные затраты на отгружаемую единицу или нормативные затраты на всю отгружаемую партию. И создается впечатление, что, несмотря на дополнительные сложности, в настоящее время измерение показателей работ все чаще используется в различных видах логистической деятельности. В одном примере успешного применения нормативных издержек компания воспользовалась компьютеризированной системой со стандартными тарифами и маршрутами для 25 тыс. маршрутов и восьми различных видов транспортировки. Это позволило ей отрабатывать общее число комбинаций в 300 тыс., причем данные в системе постоянно обновлялись. Работники, находящиеся в любом месте, при помощи компьютера могли получить оптимальный вариант отправки заказа. Помесячная компьютерная распечатка давала следующую информацию о потребителе:
• место назначения;
• нормативные затраты на перевозку грузов для потребителя;
• фактические тарифы, по которым потребитель оплачивает перевозку;
• нормативные тарифы на погрузку/разгрузку на складе;
• общие затраты на перевозку грузов;
• место отправки груза;
• региональный офис продаж;
• способ отправки;
• использование контейнера;
• вес партии;
• предельное отклонение от заданного числа изделий на центнер веса (в Великобритании = 50,8 кг, в США = 45,3 кг).
В другом месячном отчете указывались отклонения от нормативных тарифов по каждому потребителю и величина этих отклонений. Очевидно, такая система выступает для компании в качестве механизма измерения показателей перевозок грузов. В равной степени важно и то, что нормативы выступили как средство определения рентабельности взаимодействия с отдельными потребителями и поиска компромиссов по логистическим издержкам. Поскольку компания использовала нормативы как интегральную часть своей корпоративной информационной системы, она могла действительно легко
определить влияние любых перемен, происходящих в системе, таких, как совершенствование и автоматизация процессов обработки заказов, на затраты на транспортировку.
Использование нормативов в качестве системы контроля в графическом виде показано 16.3. Как видно, нормативы можно получать как по результатам формализованных исследований, так и на основе определенных философских подходов/иНту- иции, а также объединения обоих этих вариантов.
После того как нормативы установлены, компания должна сравнивать фактические результаты с конкретными нормативами, чтобы убедиться, что они для нее приемлемы. Если эти показатели ее устраивают, считается, что система находится под контролем, и на этом процесс контроля заканчивается. При таком подходе считается, что менеджеры действуют на основе принципа невмешательства, т.е. ничего не меняют в системе до тех пор, пока она работает удовлетворительно (а измерение этой
«удовлетворительности» определяется на основе сопоставления с нормативом).
Для передачи попутного груза по России вы можете воспользоваться возможностями сервиса CargoCash. Разместите свой заказ на сайте и сравните цены от различных перевозчиков.
Если вы являетесь перевозчиком, то регистрируйтесь прямо сейчас и размещайте свой транспорт на сайте.