Из-за непосредственного контакта с конечными потребителями и острой конкуренции ритейлеры часто гораздо больше, чем производственники, уделяют внимание таким видам деятельности, как управление запасами, складирование и обслуживание потребителей. Здесь гораздо чаще, чем у производителей и оптовиков, эти виды выполняются централизованно. Логистика розничной торговли описывается следующим образом.
«Логистические операции ритейлеров фокусируются в географическом плане и проводятся с большой степенью детализации. Склады ритейлеров для распределения товаров обычно размещаются на расстоянии одного—двух дней доставки от мест размещения розничных магазинов. Конечные пункты распределительных систем ритейлеров хорошо известны, что в значительной степени облегчает планирование транспортировки. Ритейлеры, как правило, отправляют большое число единиц хранения со своих распределительных складов, что требует сложных систем контроля. Из-за высокой стоимости площадей в розничной торговле здесь очень важна идея организации своеобразного «трубопровода запасов» {inventory pipeline), т.е. эшелонированной системы движения и непрерывного пополнения запасов продукции в торговых точках. Своевременное поступление продукции в магазины позволяет поддерживать там необходимый уровень запасов и скорость их обновления».
Теперь многие ритейлеры все больше и больше прибегают к вариантам доставки товаров напрямую от производителя в магазин и приобретают многие логистические услуги у третьих сторон, а не занимаются их выполнением самостоятельно.
Координацию различных логистических видов деятельности можно осуществлять несколькими способами. При создании основных систем обычно учитывают следующие факторы:
• соотношение координации на стратегическом и операционном уровнях;
• соотношение централизованной и децентрализованной координации;
• соотношение координации на уровне линейного и штабного персонала.
Соотношение координации на стратеаическом и операционном уровнях
Соотношение координации на стратегическом и операционном уровнях показывает, как различные виды логистической деятельности позиционируются в компании. В стратегическом плане важно определить позицию логистики в корпоративной иерархии относительно других направлений, таких, как маркетинг, производство и финансы/бухгалте- рия. В равной степени важно и то, как построена операционная структура различных видов логистической деятельности (складирование, управление запасами, обработка заказов, транспортировка и др.), находящихся под управлением руководителя старшего уровня, отвечающего за логистику.
Соотношение централизованной и децентрализованной координации
Соотношение централизованной и децентрализованной координации относится к вариантам, когда различные виды логистической деятельности управляются централизованно, обычно из корпоративной штаб-квартиры, а операционные полномочия контролируются из одного подразделения или одним работником. За счет централизованного управления такими видами деятельности, как обработка заказов, транспортировка или контроль над запасами, благодаря экономии на масштабах можно получить существенное снижение затрат. Децентрализация видов логистической деятельности может быть полезна для компаний, выпускающих широкий ассортимент продуктов или действующих на большом числе рынков. Как в централизованных, так и в децентрализованных логистических сетях благодаря новым техническим разработкам компьютерных и информационных систем можно добиться высокого уровня обслуживания потребителей.
Соотношение координации на уровне линейного и штабного персонала
В рамках трех основных типов организационных структур различные виды логистической деятельности, по сути, могут быть реализованы на линейном или штабном уровне, а также в виде какой-то их комбинации. Логистика как вид линейной деятельности сопоставима с продажами или производством, т.е. работники выполняют определенные обязанности и решают конкретные задачи. При штабном варианте организации такие виды линейной деятельности, как обработка заказов, транспортировка и складирование, могут входить в сферу ответственности вице-президента, отвечающего за логистику, или менеджеров по производству, маркетингу или финансам/бухгалтерскому учету. Различные виды штабной деятельности помогают выполнять линейные функции и координировать их друг с другом. Комбинация линейных и штабных видов деятельности — это объединение двух указанных организационных типов, позволяющее устранить недостатки, присущие системам, когда линейные и штабные виды деятельности выполняются без должной координации.
Способы повышения
эффективности организации логистики
Повысить производительность организационной структуры управления руководителю логистической службы может помочь ряд факторов. Наиболее важными из них можно назвать следующие шесть.
1. Установление стратегических целей.
2. Приобретение ресурсов и их использование.
3. Общая среда бизнеса и ее показатели.
4. Процесс коммуникаций.
5. Наличие лидера и опыта принятия решений.
6. Степень организационной адаптивности и интновационности.
Установление стратегических целей включает формулирование двух четко определенных наборов целей: целей всей компании и целей каждого работника. Оба этих набора целей должны быть согласованы друг с другом и исходить из достижения максимальной эффективности как компании, так и работника. Например, у компании может быть общая цель — сократить время выполнения заказа на 10%, однако только действия каждого работника, старающегося улучшить показатели на своем участке при выполнении заказа, могут позволить ее достичь.
Для передачи попутного груза по России вы можете воспользоваться возможностями сервиса CargoCash. Разместите свой заказ на сайте и сравните цены от различных перевозчиков.
Если вы являетесь перевозчиком, то регистрируйтесь прямо сейчас и размещайте свой транспорт на сайте.
Тарифы









