Формулируя фундаментальное допущение в отношении SVA, Раппапорт отмечает, что «бизнес стоит столько, какова чистая приведенная стоимость его потоков наличных денежных средств, дисконтированных по соответствующей стоимости капитала», и выделяет семь основных универсальных детерминант стоимости, которые, как ожидается, сильнее всего влияют на стоимость любого бизнеса: темпы роста продаж, операционная маржа прибыли, ставка налогов в денежном исчислении, потребности в долгосрочном капитале, потребности в оборотном капитале, стоимость капитала и период планирования. При таком подходе цель формулируется следующим образом: проанализировать стратегические
альтернативы в параметрах стоимости и определить, каким образом стоимость может оказаться максимально высокой. При таком подходе признается важность полного учета прежних потоков наличных денежных средств и утверждается, что между поступлениями акционеров и измерениями потоков наличных денежных средств существует более плотная взаимосвязь, чем та, которую показывают традиционные бухгалтерские показатели. При SVA общая акционерная стоимость выводится на основе дисконтирования потоков наличных денежных средств по ставке капитала за период, в течение которого, как ожидается, будет реализовываться анализируемая стратегия. Более того, чтобы вычислить потоки наличных средств за пределами периода планирования, применяется модель пожизненной ренты, при которой прогнозируемая операционная прибыль за последний год делится на взвешенную стоимость капитала компании. При таком расчете учитывается альтернативная стоимость капитала и ценность возрастает только в том случае, если поступления превышают стоимость капитала. Хотя у этого подхода есть преимущества, связанные с тем, что он учитывает стоимость за пределами текущего периода планирования и обеспечивает более обоснованное суждение по поводу альтернативных вариантов инвестиций с точки зрения перспектив компании, возможно, он не способен показать реальную стоимость за пределами периода планирования, поскольку предполагается, что поступления будут эквивалентны стоимости капитала компании, игнорируя тот факт, что дополнительные продажи за пределами периода планирования могут генерировать доходность (в стоимостном измерении) выше стоимости капитала.
Теория EVA исходит из того, что акционеры измеряют созданную стоимость
Альтернативным SVA подходом выступает EVA. В этом случае общая акционерная стоимость определяется в виде спреда показателей, т.е. превышения доходности на инвестированный капитал над стоимостью капитала, который (спред) затем умножается на величину инвестированного капитала, что дает EVA за каждый прогнозируемый период. После этого отдельные цифры EVA дисконтируются и суммируются, а полученный результат показывает превышение. Это превышение плюс инвестированный капитал и определяют общую стоимость капитала. Подробные шаги при вычислении EVA показаны в работах Стюарта (Stewart), Милза и Принта (Mills, Print) и Эрбара (Ehrbar). Утверждается, что на основе EVA акционеры измеряют создание ценности, а не сохранение ценности. При этом вычитаются все капитальные расходы, требующиеся для поддержания в рабочем состоянии
предприятия и оборудования, а также дивиденды, так как акционеры вкладывали свои средства в надежде получить более высокие поступления.
Модель экономической прибыли
Чтобы лучше разобраться в концепции акционерной стоимости, были проведены и другие исследования. После выполнения специального исследовательского проекта в компании McKinsey & Company Inc. Коупленд, Коллер и Маррин разработали несколько методик оценки акционерной стоимости. Фактически они предложили две схемы для оценивания бизнеса, в основе которых лежит дисконтированный поток наличных средств (discounted cash flow, DCF), а именно модель на основе DCF и модель экономической прибыли. Модель на основе DCF оценивает капитал компании по дисконтированной стоимости операций компании (что эквивалентно дисконтированной стоимости ожидаемых будущих потоков наличных денежных средств) минус дисконтированная стоимость долговых обязательств и других инвестиционных платежей в акционерный капитал. И наоборот, в модели экономической прибыли стоимость компании - это сумма инвестированных капиталов плюс премия или дисконт, равные приведенной стоимости потоков наличных денежных средств, создаваемых в течение каждого из последующих лет. Другими словами, экономическая прибыль эквивалентна спреду между доходностью на инвестированный капитал и стоимостью капитала, умноженной на объем инвестируемого капитала. Модель экономической прибыли особенно полезна для понимания деятельности компании в течение конкретного года, в то время как модель на основе DCF для этого не подходит.
Для передачи попутного груза по России вы можете воспользоваться возможностями сервиса CargoCash. Разместите свой заказ на сайте и сравните цены от различных перевозчиков.
Если вы являетесь перевозчиком, то регистрируйтесь прямо сейчас и размещайте свой транспорт на сайте.