Одной из наиболее перспективных систем баз данных, позволяющих предоставлять необходимую информацию по логистическим издержкам и отчеты по вкладу в прибыль, является модульная база данных . По сути это — система централизованного хранения, в которой исходные документы поступают в базу данных в закодированном виде. Первоначальные сведения могут кодироваться в соответствии с функциями, подфункциями, потребителями, территориями, видами продукции, поступлениями или расходами, дистрибутивными каналами, видами транспорта, перевозчиками, а также в разбивке по множеству других категорий. Например, 16.9 приведена информация, которая может учитываться в привязке к заказам потребителей. Система позволяет хранить огромное количество данных, быстро агрегировать их и извлекать различные блоки информации, требующейся для принятия решений или подготовки отчетов внешнего назначения. Модульная база данных в сочетании с нормативными затратами позволяет создавать отчеты по функциональным затратам и отчеты по вкладу сегментов. Система работает на основе начисления фактических затрат по конкретным функциям, например по складированию или транспортировке; после этого затраты сравниваются с заранее установленными нормативами. По каждому сегменту, в качестве которого могут быть как отдельные потребители, так и виды продукции, учитываются соответствующие поступления и нормативные затраты, а также контролируемые отклонения.
Модульная база данных позволяет собирать все сведения по поступлениям и затратам по каждой трансакции и агрегировать их по функциональным видам деятельности (например, продажам, рекла- мированию/стимулированию продаж, транспортировке, складированию и обработке заказов). О таком подходе обычно говорят как об учете издержек по центрам ответственности (responsibility accounting), обычно применяемом при разработке годовых бюджетов и составлении ежемесячных отчетов по отклонениям по основным категориям и подкатегориям таких видов корпоративной деятельности, как производство, исследования и разработки, маркетинг и продажи, логистика. Помимо того что такая база данных позволяет оценивать рентабельность по отдельным потребителям, продуктовым линиям, территориям и/или дистрибутивным каналам, она также помогает пользователю моделировать компромиссные решения и определять влияние предлагаемых изменений в системе на общие затраты. Возможности модульной системы с точки зрения составления отчетов в обобщенном виде представлены 16.7. Чтобы внедрить подход на основе модульной базы данных, необходимо собрать исходные данные о затратах и разделить их на отдельные составляющие по категориям постоянных и переменных и прямых и косвенных затрат. Другими словами, эти данные должны пройти достаточно большую обработку, так как без этого формировать необходимые модули нельзя. Поэтому полная реализация
концепции интегрированного логистического менеджмента и принятие обоснованных решений при стратегическом и операционном видах планирования требуют наличия современной корпоративной информационной системы.
Хотя концепция модульной базы данных появилась в литературе более 25 лет назад, обзоры корпоративных приемов и анализ литературы по управлению маркетингом свидетельствуют, что на самом деле интегрированных операционных систем, своевременно и точно указывающих прибыль по сегментам, создано относительно мало. Почему же прежнее положение дел сохраняется? Потому, что многие менеджеры ошибочно полагают, что одни и те же приемы учета (начисление всех затрат), применяемые для оценки запасов и подачи отчетов в Налоговое управление или в Комиссию по ценным бумагам (США), можно использовать и для подготовки отчетов для управления бизнесом. Менеджеры также могут исходить из того, что применение только переменных и прямых постоянных затрат может поощрять продавцов назначать неоптимальные цены. Часто отдельная система управленческого учета негативно воспринимается и бухгалтерами. И наоборот, топ-менеджеры и бухгалтеры обычно чувствуют себя более комфортно, если могут сводить результаты разных сегментов по прибылям и убыткам к единым данным, т.е. действовать в масштабах всей компании. Менеджерам часто не удается выявить разницу в динамике постоянных и переменных затрат, а также различить косвенные и прямые расходы. Из-за этого им не удается в полной мере разобраться в пользе и предназначении отчетов, где указывается вклад в прибыль всех составляющих. Свою роль играет и то, что у работников, занимающихся обработкой данных, часто нет стимулов работать с такими отчетами, особенно учитывая трудности, возникающие при создании подобных баз данных и использовании операционных систем, необходимых для начисления прямых затрат на конкретные виды продукции и рыночные сегменты. Однако, учитывая современные информационные технологии, подобные причины больше не могут считаться значимыми.
Получив информацию из модульной базы данных, менеджеры теперь могут оценивать рентабельность различных сегментов. Кроме того, подобные базы данных помогают пользователю моделировать
компромиссные ситуации и определять влияние предлагаемых стратегических и системных изменений на величину общих затрат.
а Ключ к измерению
логистических показателей
Ключом к измерению логистических показателей выступает наличие интегрированной компьютерной файловой системы с большим числом данных. Чтобы отслеживать затраты на заказ и связанные с ним другие параметры, например время с момента отправки заказа до получения потребителем продукции, необходимо обратиться к ряду файлов, имеющихся в логистической информационной системе, где содержится информация:
• по открытым заказам (заказам, которые будут выполнены позже);
• задерживаемым заказам (данные по предыдущим заказам);
• грузовому манифесту (транспортные накладные);
• оплаченным счетам за транспортировку грузов. Имея современные возможности в плане обработки данных, можно получить автоматический доступ к требуемой информации, хранящейся как в указанных, так и в других необходимых файлах (таких, как файлы с данными о запасах, о потребителях, где хранятся данные, полученные в виде обратной связи из розничной торговли, отчеты о повреждениях и претензиях, а также счета и инвойсы). Из этих данных можно создать файл базы данных обобщенной логистической деятельности, позволяющий регулярно получать всю информацию, необходимую для измерения как логистической деятельности в целом, так и ее отдельных видов. То, что в свое время требовало нескольких человеколет и огромных средств на разработку программ, теперь, используя персональные компьютеры и стандартные статистические пакеты программ, может быть сделано в течение нескольких недель или месяцев. Так, компания, крупный производитель потребительских товаров, использует этот подход для создания набора из более чем 50 отчетов, пользуясь для этого общим «файлом логистической деятельности». В этих отчетах показаны не только логистические издержки. Одни и те же файлы с данными применяются для составления финансовых отчетов, отчетов об обслуживании потребителей и отчетов по показателям производительности.
Для передачи попутного груза по России вы можете воспользоваться возможностями сервиса CargoCash. Разместите свой заказ на сайте и сравните цены от различных перевозчиков.
Если вы являетесь перевозчиком, то регистрируйтесь прямо сейчас и размещайте свой транспорт на сайте.