Если обобщить сказанное, то прием распределения затрат может в значительной степени исказить реальные показатели рентабельности сегмента. «Существенно искаженная стоимость продукции может побудить менеджеров выбрать неправильную конкурентную стратегию, уделяя меньше внимания продуктам, имеющим высокую рентабельность, или завышая на них цены, и наоборот, излишне ориентируясь на сложные, но непродуктивные линии. Компании порой упорствуют и не хотят отказываться от подобных стратегий, поскольку у менеджеров нет других источников информации, которые сигнализировали бы им о случаях, когда стоимость продукции искажается».
16.4 показано, как изменился бы анализ рентабельности по потребителям, проведенный 16.2, если бы вычисления проводились по усредненным составляющим стоимости. При таком подходе самую большую прибыль в денежном исчислении показали бы магазины-аптеки. Отношение прибыли к объему продаж для таких магазинов- аптек стало бы более благоприятным по сравнению с другими группами потребителей (составив 82% такого же отношения для цепи бакалейных магазинов), хотя отношение контролируемой маржи к объему продаж магазинов-аптек у них меньше (43%), чем у бакалейных магазинов. При анализе рентабельности по отдельным видам продукции разница в полученных результатах в зависимости от метода учета может быть еще больше, поскольку производственные, маркетинговые и логистические издержки могут меняться здесь в гораздо более широких пределах. Если бы затраты, показанные 16.4, распределялись по долям продаж отдельных видов продукции в общем объеме продаж, что является обычной практикой для многих компаний, то отношение прибыли к объему продаж для всех четырех групп потребителей было бы одинаковым.
Недостатки нынешних отчетов о рентабельности
Исследования показывают, что отчеты о рентабельности по сегментам, которыми пользуются менеджеры большинства корпораций США, имеют большие недостатки. В основе большинства таких отчетов лежит распределение средних затрат, а не реальные расходы, понесенные в момент совершения той или иной операции. Затраты за отчетный период (например, постоянные общезаводские накладные расходы или общие/административные расходы) распределяются по потребителям и продуктам произвольно на основе таких баз начисления, как число часов труда основных работников, поступления от продаж или стоимость реализованной продукции. Альтернативная стоимость инвестиций в запасы и счета к получению не учитываются. Вполне обычное дело, что основные компоненты затрат на маркетинг и дистрибьюцию также игнорируются. Фактически только 16% компаний из списка Fortune 1000, чья деятельность была проанализирована, в своих отчетах указывали относительно полные и точные данные о прибыльности, выделяя отдельные стоимостные категории и показывая методы, пользуясь которыми они начисляли затраты по сегментам. Интересно отметить, что эти компании также сообщали, что средние поступления на активы у них были на 50% выше, чем у остальных 84% респондентов.
Единственный «виновный» - полные затраты
Многие проблемы, с которыми сталкиваются производители, объясняются использованием показателя «полные затраты», т.е. применением таких расчетов, когда все косвенные (indirect costs) затраты (такие, как накладные расходы или общие/ административные расходы) распределяются по всем товарным или потребительским группам на основе одной и той же произвольно выбранной базы. Из-за этого многие компании прибегают к управленческому контролю, который фокусируется на неправильных целях: на объеме часов труда основных работников, занятых в производстве, или на объемах продаж. Системы вознаграждения, используемые при таком контроле, подталкивают всех заинтересованных лиц к формулировке наиболее простых целей, отражающих только небольшую часть общих затрат (труда) или только продажи. При этом игнорируются более эффективные способы ведения конкуренции, такие, как ставка на качество продукции, своевременность доставки, более короткое время выполнения заказа, оперативность внедрения инноваций в области продукции, гибкие производство и дистрибьюция или эффективное размещение ограниченного капитала.
Для передачи попутного груза по России вы можете воспользоваться возможностями сервиса CargoCash. Разместите свой заказ на сайте и сравните цены от различных перевозчиков.
Если вы являетесь перевозчиком, то регистрируйтесь прямо сейчас и размещайте свой транспорт на сайте.