Ежегодно казахстанцы, граждане стран Средней Азии и сами жители Оренбургской области стоят в больших заторах на точках пропуска "Сагарчин". Самыми тяжелыми и рекордными по очередям стали финальные дни августа - в пробке сотни крупногабаритных машин.
Чтобы дождаться своего череда для проверки и проезда, водители тратят порядка 10 часов. Вчера нейтральная зона между Казахстаном и Российской Федерацией в точках пропуска "Жайсан" и "Сагарчин" была в крайне загруженном состоянии.
На маленьком участке дороги в одну полосу по направлению к Оренбургской области автомобили стоят в три ряда, в том числе и на обочине, и на встречной полосе. Окончание очереди уже на территории страны выезда, по маршруту на Казахстан ситуация похожая.
Затор начинается за пару километров от самого поста на границе. В одном ряду находятся и грузовики, и легковушки и даже такси. Сейчас уже пользуются ситуацией местные бизнесмены - продают еду и напитки, уставшим и голодным водителям.
По словам местных жителей, даже если самый удобный путь в Россию через пост "Сагарчин", стараются его миновать и проезжают лишние 300 километров через Орск, только бы не попасть в эту пробку. В ней можно простоять до 10 часов, а если поездка с детьми или пожилыми людьми, в ситуации дальнобойщиков - с продуктами, это превращается в мучение.
По статистике, на данном пункте проехал границу миллионный человек с начала 2018 года. "Сагарчин" может обслуживать по своим стандартным нормам примерно 1900 человек в сутки, а сейчас получается по 5000. И здесь такое положение дел начинает принимать традиционный формат. Кроме того, работает там только одно окно приема, выходит, что все стоят в пробке к одному сотруднику паспортного контроля. Отдельная группа - это пассажиры регулярных автобусных рейсов.
Специалисты подтвердили информацию о том, что границу с января 2018 пересекли более миллиона человек и больше 300 тысяч разнообразных автомобилей.
Среди всех проходящих каждые сутки машин можно выделить несколько групп:
1). автомобили, работающие в сфере международной торговли - гигантские фуры, транспортирующие товары из стран Средней Азии в Россию, на территорию всего государства и маленькие грузовики местных предпринимателей из приграничных регионов, которые получают прибыль благодаря разнице цен;
2). гастарбайтеры, жители Таджикистана, Киргизии и Узбекистана ищут работу и едут в Россию. Кому-то удается оформить документы и получить временную регистрацию и разрешение работать. А те, кто не устроился должны получать отметки о выезде из России, чтобы не схлопотать проблем с последующим въездом в нашу страну;
3). обычные граждане, которые путешествуют или же едут в командировки.
Эксперты называют основной проблемой пункта "Сагарчин" плохую инфраструктуру
Помещение точки пропуска не может вместить в себя второе рабочее место для специалиста контроля, чтобы разделить очереди и ускорить процесс. Действовать быстрее при проверке документов сотрудники не имеют возможности, так как следуют специальной инструкции.
Согласно данным, с 2018 года специалисты Пограничного управления ФСБ России по региону в этом пункте проезда через границу задержали больше 200-т нарушителей, а вместе с представителями таможни и Россельхознадзора не дали ввезти в страну более 1000 килограмм запрещенных веществ, множество сигарет, больше 5000 литров алкоголя и множество килограмм горюче-смазочных материалов и еще более 600 тонн разнообразных товаров и грузов, которые запрещены к ввозу в нашу страну. Кроме того, было задержано 12 автомобилей, которые находятся в угоне.
Модернизацию работы пунктов пропуска проводят в рамках программы федерального уровня "Государственная граница Российской Федерации (2012-2021 годы)". Но, к сожалению, "Сагарчин" в этой программе не прописан.
Правительство региона не раз пыталось описать проблемы данного пункта пропуска в столице, но сейчас еще нет результатов.