Многие из нас получают товары из интернет-магазинов, даже не задумываясь о том, что заказанный мобильный телефон или телевизор, возможно, проделал немалый путь по суше, воздуху и даже по воде. Современная классификация грузоперевозок по видам транспорта разделяет эту отрасль в соответствии с разновидностью транспортных средств, используемых для перевозки материальных ценностей следующим образом:
- автомобильные;
- железнодорожные;
- воздушные;
- водные
Соответственно виды транспорта для грузоперевозок могут использоваться с учётом особенностей преодолеваемых территорий с обоснованным выбором наиболее быстрого и экономически выгодного средства доставки.
Второе разделение этой отрасли представляет классификация грузоперевозок по назначению, которая осуществляется в зависимости от специфики доставляемого груза и особенностей маршрута. В частности, речь может идти о перевозке опасных и негабаритных грузов, насыпных или наливных материалов, импортно-экспортных операциях с пересечением государственной границы, транспортировке энергоносителей по трубопроводам. Основные виды транспортных грузоперевозок в настоящее время охватывают все возможные маршруты, позволяя развивать коммерческую логистику в условиях растущего спроса на услуги перевозчиков.
Автомобильные перевозки
Доставка грузов на автомобилях сегодня является доминирующим сегментом отрасли, на долю которого приходится более 58% от всего объёма, исчисляемого в километрах. Для сухопутных дорожных маршрутов активно используются малотоннажные грузовики, изотермические фургоны, бортовые автомобили большой грузоподъёмности, зерновозы, обычные крытые фуры и тягачи-рефрижераторы.
Ключевое преимущество автомобильных перевозок заключается в возможности доставлять грузы практически в любую точку страны и за рубеж. При этом успешно используются мультимодальные перевозки, позволяющие доставлять сборные партии товаров в единый пункт назначения. Основные недостатки этого вида грузоперевозок можно перечислить следующим списком:
- низкое качество дорожного покрытия на протяжённых участках дорог России;
- постоянный рост цен на топливо;
- дороговизна запасных деталей для грузовиков импортного производства;
- введённая система дорожных сборов «Платон», повысившая стоимость услуг;
- слабость транспортной отечественной логистики, которая в недостаточной степени занимается предварительным планированием и оптимизацией маршрутов;
- определённая зависимость от климатических факторов;
- высокие расценки, на которые слабо влияет достаточно жесткая конкуренция
Последнее время большой популярностью в этом сегменте пользуются специализированные интернет-проекты, которые помогают заказчикам и перевозчикам найти друг друга в удаленном режиме. Такие сервисы как Cargocash позволяют быстро выбирать грузоперевозки и виды услуг с фильтрацией по различным критериям. При этом существует возможность заключения безопасных сделок, а отсутствие посредников положительно влияет на ценообразование. Такие интересные решения, по мнению экспертов, в ближайшем будущем станут основным инструментом для рекламы и развития этого бизнеса.
Доставка грузов железнодорожным транспортом
Развитая сеть железных дорог в России выводит этот транспорт на первое место по грузообороту, доля которого составляет более 91% от суммарного тоннажа перевезённых грузов. В общем объёме заказов доставка грузов вагонами, отрытыми платформами и цистернами занимает около 41%, постоянно приближаясь к своему главному конкуренту – автомобильным перевозкам. Главные достоинства этого вида грузоперевозок заключаются в независимости от погодных условий, большой грузоподъёмности подвижного состава, относительно невысокой себестоимости. Особо привлекательная цена фиксируется при отправке массивных грузов на дальние расстояния.
Общеизвестные минусы железнодорожной доставки:
- невозможность перевозить небольшие партии товаров;
- большие штрафы за простой вагонов;
- отсутствие оптимизированных маршрутов;
- высокие риски хищения материальных ценностей
Основными грузами, перевозимыми по железной дороге, являются строительные материалы, удобрения и комбикорма, зерновые культуры, энергоносители, габаритная спецтехника и коммерческие товары в контейнерах.
Транспортировка грузов самолётами
Авиаперевозки в России в настоящее время занимают меньше 1% от общего объёма. Тем не менее, каждый год наблюдается незначительный, но постоянный рост этого сектора (около 3%), демонстрирующий определённую перспективность данного направления. Главным недостатком воздушной транспортировки является высокая стоимость и ограничения по товарным группам.
Повышенные меры безопасности с одной стороны положительно влияют на сохранность материальных ценностей, а с другой – накладывают упомянутые ограничения на широкую линейку коммерческих товаров. Этот же неизбежный фактор увеличивает бюрократические нагрузки при оформлении сопроводительных документов и в процессе таможенной очистки. В качестве основного преимущества выступает высокая скорость доставки, которая особенно важна при транспортировке скоропортящихся грузов, например, цветов, лекарств или морепродуктов.
Перевозки водными судами
Морской и речной транспорт занимает 4,8% в общем объёме грузоперевозок. При этом львиная доля (около 4%) приходится на внутренние речные маршруты. Основные достоинства водных судов заключаются в высокой грузоподъёмности, неограниченной провозной способности, низкой себестоимости доставки. В этой сфере фиксируется минимальное количество хищений материальных ценностей. А проработанное международное морское законодательство защищает интересы владельцев от различных правовых форс-мажоров. Главными недостатками этого вида грузоперевозок считаются следующие факторы:
- сильная зависимость от погодных условий;
- низкая пропускная способность многих портов;
- повышенные требования к таре и упаковке;
- необходимость дальнейшей доставки грузов из порта по суше;
- невысокая скорость
Водный транспорт на морских маршрутах, в основном, используется для перевозки агрокультур, энергоносителей, чёрного и цветного металлопроката, металлического лома, габаритного оборудования.
Общие выводы
Описанная классификация грузоперевозок предоставляет возможность обоснованного подбора транспортного средства для конкретного участка маршрута. В некоторых случаях приходится комбинировать несколько разновидностей, например, железнодорожные и морские перевозки, чтобы достигать максимальной рентабельности.
Автомобильные перевозки в долгосрочной перспективе однозначно удержат пальму первенства, несмотря на перечисленные выше объективные трудности. Гармонизация законодательства Росси с международными актами дорожного движения существенно облегчит доставку сложных грузов за рубеж. Однако рост цен на топливо и на техническое обслуживание импортных автомобилей способен привести к серьёзному удорожанию этого вида транспортных услуг. В этих условиях особым спросом станут пользоваться упомянутые в статье IT-решения, позволяющие быстро искать заказчиков и перевозчиков в удалённом режиме.
Наблюдаемый в 2018 году небольшой рост общего объёма доставленных грузов свидетельствует об оздоровлении отрасли, которая серьёзно пострадала из-за общеевропейского экономического кризиса и введённых Западом санкций. В ближайшем будущем стагнация сменится положительной динамикой, которая станет свидетельством полной адаптации этого важного для страны бизнеса к новым макроэкономическим условиям.