Сегодня перевозка грузов по территории РФ и за рубеж является основой коммерческо-экономической отрасли, которая напрямую зависит от эффективности транспортной и складской логистики. Даже самый поверхностный анализ рынка грузоперевозок позволяет осознать следующий факт – этот сегмент постоянно совершенствует технические средства и менеджмент, предлагая владельцам оптимальные схемы и разнообразные привилегии.
Как известно, доставка грузов организуется с помощью трёх основных видов транспорта – наземного, морского и воздушного. Наземные транспортные средства в свою очередь подразделяются на следующие три типа:
- автомобили различного тоннажа и специализации, включая автопоезда;
- железнодорожные вагоны и цистерны;
- трубопроводные магистрали, используемые для транспортировки энергоносителей
Комплексный анализ отрасли грузоперевозок за последние 10 лет подтверждает приоритетность автомобильных перевозок, на долю которых сегодня приходится около 67% заказов от общего объёма. Самолёты доставляют не больше 7% грузов, а морские суда – приблизительно около 3%. Остальной объём приходится на железнодорожные перевозки, а транспортировка нефтепродуктов и газа с помощью трубопроводов выделяется в отдельный сегмент.
Стоит сразу отметить, что любой многоуровневый анализ рынка грузовых перевозок существенно затрудняется из-за наличия большого количества собственного транспорта в коммерческих компаниях. В настоящее время более 75% «колёсных» доставок осуществляется именно с помощью автомобилей различных организаций, маршруты которых сложно поддаются системному учёту.
Поэтому делать точные выводы и прогнозировать события в этом сегменте достаточно сложно, так как аналитики могут работать только с цифрами специализированных транспортных предприятий. Однако, существуют статистические выборки по общей коммерческой логистике, позволяющие включать данные о частных коммерческих перевозках в общую статистику.
Основные форматы организации перевозки грузов
- Заказы через консолидированные диспетчерские службы транспортных операторов. Традиционный способ, предполагающий ответственную работу диспетчеров с подбором оптимального транспорта под определённые задачи.
- Поиск специализированных грузоперевозчиков под конкретные грузы в крупных транспортных компаниях. Такой способ особенно актуален при доставке опасных и негабаритных грузов.
- Поиск перевозчика с помощью специализированных сервисных агрегаторов интернета. В этом случае заказчик получает преимущество во времени с возможностью оценки широкой линейки предложений в удалённом режиме.
Постоянно проводимый анализ грузоперевозок в России доказывает, что со временем классические схемы заказа доставки грузов через диспетчеров постепенно уходят в прошлое. На передний план выходят современные информационные технологии интернета, позволяющие быстро найти оптимальные предложения на масштабном перенасыщенном рынке.
Проблемные моменты
Данная отрасль в России далека от совершенства, а законодательство зачастую вступает в противоречие с международными актами и нормативами. Кадровая структура транспортных компаний постоянно находится в ротации. Слабое техническое состояние автомобилей, железнодорожных вагонов и контейнеров в некоторых случаях составляет прямую угрозу сохранности доставляемых ценностей. Однако, как доказывают проводимые аналитические исследования, основные проблемы, снижающие прибыль и увеличивающие риски, могут быть перечислены следующим списком:
- плохое состояние автомобильных дорог;
- несовершенство логистических схем;
- высокие бюрократические и налоговые нагрузки;
- постоянный рост услуг страховых операторов;
- наличие посредников;
- недостаточный объём технических средств, используемых для удалённого контроля на маршруте;
- экономические санкции Запада;
- общее снижение платежеспособности заказчиков, которые всё чаще просят длительных отсрочек для окончательного расчёта
Проведённый экспертами рынка анализ доходов от грузовых перевозок за последние три года доказывает, что общий объём доставок внутри страны из-за экономических трудностей снизился примерно на 3,8%, а за рубеж – на 12%. Внедрение системы «Платон» негативно сказалась на ценообразовании, не отразив реальных преимуществ дополнительных дорожных сборов. Подорожание топлива – ещё один негативный фактор, который неизбежно повышает стоимость предлагаемых услуг.
Перспективный анализ рынка грузоперевозок анализ с прогнозом на 2019 год
С учётом новых санкций и роста стоимости энергоносителей нетрудно предсказать дальнейшее падение грузооборота, львиная доля которого традиционно достанется автомобильному и железнодорожному транспорту. После запуска в строй Крымского моста масштабные автоперевозки в южном регионе могут активизироваться. Но введение в строй мостовой железнодорожной ветки однозначно понизит роль автопоездов в поставках товаров на полуостров.
Рост стоимости услуг в этом сегменте неизбежен, а это значит, что большинство небольших коммерческих компаний будут обзаводиться собственным малотоннажным транспортом. Владельцы грузов в этой непростой ситуации будут искать более выгодные схемы организации доставки. И в этом случае предлагаемые IT-решения могут стать приоритетным направлением поиска.
Чем выгодны системы типа Cargocash
Специализированные сервисы поиска перевозчиков в интернете предлагают заказчикам следующие очевидные выгоды:
- минимальные временные затраты;
- отсутствие посредников;
- изучение предложений ответственных перевозчиков в режиме онлайн;
- быстрое сравнение предлагаемых расценок;
- мониторинг широкой базы данных, в которую входят не только крупные транспортные операторы, но и более дешёвые частные перевозчики;
- возможность оставлять заявки с удалённым контролем над поступающими предложениями
Используя такие сайты, заказчик может быстро найти наиболее выгодное предложение, после чего связаться с подрядчиком напрямую. Простая регистрация открывает широкие возможности работы с личным кабинетом, а отзывы о конкретных перевозчиках минимизируют риски сотрудничества с недобросовестными исполнителями.
Окончательные итоги
Проведённый в этой статье анализ рынка автомобильных грузоперевозок позволяет сделать вывод о том, что этот сегмент и в дальнейшем удержит приоритетные позиции в экономической жизни страны. А по мере совершенствования и гармонизации законодательства подавляющее большинство грузоперевозчиков со временем выйдут из налоговой «тени», что существенно повысит поступления в государственный бюджет. По мере стабилизации экономики с нивелированием влияния западных санкций общий грузооборот остановит своё падение с перспективой медленного поступательного роста.