По подсчетам специалистов в Европе понадобится на 20 млрд куб. газа больше в этом году в связи с тем, что крупногабаритный автотранспорт переходит с дизеля на СПГ. Многие большегрузы переоснащаются и газовый энергоресурс становится более востребованным. Если верить прогнозам NGVA, то количество грузовиков, заправляемых СПГ, составит 400 тысяч к 2030 году. Сейчас на природном газе эксплуатируется примерно 2 000 фур, но резкий скачок перехода на СПГ будет наблюдаться в ближайшие 5-7 лет.
Для грузовиков природный газ является перспективным видом в ценовом вопросе по сравнению с экологически небезопасным дизтопливом. Предположительно, что уже к 2050 году по европейским дорогам будет перемещаться во много раз меньше фур, заправляемых дизелем. Подобная картина будущего заставляет грузоперевозчиков искать или переоснащать транспорт на альтернативное топливо. Грузовики на электротяге уже ушли из списка альтернативного транспорта, так как они дорогостоящие и имеют ограничения в рамках современного рынка.
По количеству действующих станций с СПГ в ниспадающей прогрессии занимают такие страны:
- Испания;
- Голландия;
- Италия;
- Португалия;
- Германия;
- Польша.
Первые шаги по развитию экономически выгодного топлива для СПГ-транспорта были сделаны в 2014 году – уже тогда Европейская комиссия подготовила программы, расширяющие доступ к использованию газа. В составленном документе было оговорено, что в диапазоне 400 км должны быть обслуживающие пункты с полностью функционирующими СПГ-заправками. Выполнение проекта находится на стадии разработки и сейчас уже построено по европейским трассам 101 АЗС такого типа.
Развитию СПГ-индустрии способствуют и с целью снизить зависимость некоторых европейских стран от импортного природного газа из РФ. Строительство новых СПГ-станций в Германии стало облегчением для местных фирм, которые уже проявляют инициативу вкладывать средства в транспортно-инфраструктурные пункты сжиженного газа.
Экономическая стабильность применения газ-топлива для грузовиков будет существовать и во время падения цен на нефтеперерабатывающие продукты. На открытом рынке стоимость СПГ по сравнению со стоимостью дизтоплива составляет 55 %, а энергоэквивалент при этом остается одинаковым.
Главным инвестором природного газа по Европе является компания Snam, которая уже составила договора с Iveco и Fiat. Параллельно с тем, как будут расти нужды большегрузов в потреблении заправляемого газа, будет расширяться и количество заправок СПГ. Вырастет также и продаваемость новых фур, функционирующих на альтернативном газ-топливе, на 25 %.
Спрос на газ-топливо в ЕС растет и удовлетворять его смогут поставки из Ирана, США и РФ. Наблюдается и рост покупок нового габаритного транспорта, работающего на СПГ – из 1371 грузовиков, проданных Sinotruk, 900 моделей имеют систему для газового топлива. Активно осуществляется европейский импорт и через терминалы с газом, который в 28 странах повысился на 22 %.