Деятельность водителя дальнего следования связана с высоким уровнем опасности и ответственности. И в государствах СНГ, и в Западной Европе, да и вообще во всем мире дальнобойщики могут стать жертвами преступников.
Не так давно стала известна история о водителе из Витебска, у которого нашли в машине наркотики среди его груза и чуть за это не посадили в тюрьму на 12 лет. Дальнобойщик не знал, что вещества находятся в его грузовике. Его в результате оправдали, но нервов было потрачено очень много. В такой ситуации может оказаться абсолютно любой дальнобойщик, который выполняет международные рейсы. Как обезопасить себя и никогда не попадать в такие ситуации?
Нужно понимать кто все-таки несет ответственность за груз – перевозчик, фирма-отправитель или же его получатель? Этот спор разрешается Конвенцией о договоре перевозок международного уровня, Россия также является его участником. По этим соглашениям именно перевозчик несет ответственность и за свои действия, и за работу своих наемных агентов, к услугам которых он прибегает для выполнения заказа.
Лицо отправляющее груз и лицо получающее груз обсуждают и прописывают момент перехода права собственности с одного на другого. Перевозчик целиком отвечает за потерю товара, его порчу в процессе передвижения по маршруту и еще несет ответственность за возможное опоздание по срокам сдачи груза получателю.
Имеет ли право перевозчик не возмещать ущерб, если с товаром что-то случилось?
Это возможно в ситуациях, которые указаны ниже, но это еще нужно суметь доказать:
1). были серьезные чрезвычайные обстоятельства (форс-мажор, землетрясение, война и прочее, что никак не зависит от водителя);
2). ошибки не водителя, а отправителя или получателя товара;
3). специфические, свойственные транспортируемому грузу свойства;
4). проблемы с упаковкой, которые нельзя заметить при визуальном осмотре.
Нужно ли присутствие дальнобойщика при погрузке товара в транспорт и требуется ли его подпись на документы?
Да, перевозчику нужно присутствовать при погрузке машины, необходимо посчитать весь товар, посмотреть, как его укладывают и крепят в автомобиле. Нарушений быть не должно или их нужно исправить при нахождении. Но у дальнобойщика нет права на раскрытие упаковки, чтобы узнать содержимое груза.
Доказательством принятия товара к транспортировке считается подпись дальнобойщика в товарной и транспортной накладной CMR для перевозок международного уровня. Если в документе нет примечаний, значит по умолчанию водитель принял груз в приемлемом состоянии.
Если есть какие-то проблемы их нужно обязательно прописать в пункте №18 накладной, пишется во всех экземплярах, начиная с копии для отправителя.
Недочеты дальнобойщиков при погрузке товара в транспорт
Самая популярная проблема – это игнорирование водителем процесса погрузки и отсутствие внимания к деталям. Бывает, когда обманщики специально создают ситуации, чтобы водителя не было при приемке товара, занимаются процессом сами. Это обычная ошибка молодых специалистов.
Знайте! Водитель всегда должен находиться при загрузке его машины, ведь с момента приемки груза и до его сдачи получателю, только он отвечает за товар. Нужно внимательно смотреть, что происходит на этапе погрузки.
Тут тоже знайте о том, что есть и исключения на опасные объекты водителя не допустят на загрузку.
Многие думают, что если трудятся на большую компанию, то проблем с товаром будет меньше. Но, трудность в том, что у фирмы по перевозкам также могут быть новые клиенты, так что тут на 100 процентов себя не обезопасить, если рассчитывать только на свою фирму.
Самые безопасные страны для перевозок – это государства Западной Европы, а самые опасные – страны Азии.
В ситуации, если груз кажется подозрительным дальнобойщик может обратиться к своему диспетчеру, менеджеру, есть много разнообразных вариантов связи, чтобы просигнализировать о происходящем. Также перед тем как ехать в рейс получите письменное отправление от вашего начальства.
Если во время таможенного досмотра специалисты службы нашли что-то подозрительное или запрещенное, нужно помнить, что грузовик скорее всего направят на детальный досмотр и товар весь вытащат из транспорта для проверки. Это должно происходить на складе временного хранения и обязательно присутствие как минимум трех человек – человек от таможни, начальник склада и сам дальнобойщик. Нужно за всем очень внимательно наблюдать.
Если будет найден странный товар, водитель будет письменно объяснять ситуацию. Тогда нужно обязательно пояснить что содержимое груза не является ответственностью водителя. Нужно расписать всю погрузку товара, детали процесса.
Только внимательность и аккуратное отношение ко всем этапам работы может уберечь дальнобойщика от опасных ситуаций!