Современная транспортная отрасль постоянно стремится выстраивать цивилизованные отношения между грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиками и государством. Регулирование этого рынка в России осуществляется впечатляющим объёмом статей Гражданского Кодекса, приказами Минтранса РФ, требованиями Росавтодора и Постановлениями Правительства РФ. Однако, несмотря на все усилия законодателей и всех заинтересованных лиц, крупные хищения и обман в грузоперевозках продолжают оставаться актуальной проблемой.
По мере роста противостояния противоправным действиям мошенники в сфере грузоперевозок придумывают всё новые способы документального подлога, работы от лица подставных фирм, скрытых краж перевозимых материальных ценностей. С учётом больших объёмов грузооборота привлекательность преступной деятельности в этой сфере для злоумышленников всех мастей остаётся достаточно высокой. Поэтому перевозчики и владельцы груза должны постоянно изучать «ноу-хау» нарушителей закона, чтобы во всеоружии встречать сомнительные предложения.
Особо часто встречается мошенничество в грузоперевозках по международным маршрутам, которые, как правило, занимаются доставкой ценных грузов. Именно в этом сегменте постоянно контролировать местонахождение и состояние транспорта достаточно сложно. А большие расстояния и длительные временные промежутки открывают перспективу безнаказанных хищений и других преступных действий.
Распространённые мошеннические схемы при грузоперевозках
- Доставка товара без письменного договора. Такую ситуацию трудно назвать нарушением закона, однако, любые проблемы с грузом без заверенного контракта могут стать проблемой его владельца. В этом случае даже официальные судебные разбирательства с большой долей вероятности заканчиваются отказом истцу в его требованиях.
- Регистрация подставных компаний, которые могут предоставлять копии документов на транспортные средства, поддельные сертификаты, страховки CMR и копии книжек TIR. В этом случае перевозчик обычно «испаряется» вместе с грузом, а подставные лица, персональные данные которых использовались для регистрации фирмы, даже не подозревают о своей причастности к преступлению.
- Создание фиктивного сайта с презентацией транспортных услуг. На это мероприятие обычно не жалеют денег, подвязывая контакты на популярные мессенджеры и реальные SIM-карты, приобретённые в странах, где для этого не требуется паспорт. Сайт такой «транспортной» компании выглядит весьма солидно, имея с полсотни положительных «отзывов» на разных площадках интернета. И как только грузоотправитель переводит аванс или полную сумму за будущую доставку, вся эта убедительная красота мгновенно исчезает без следа.
- Взлом электронной почты, сайтов и аккаунтов добросовестных перевозчиков с последующей работой от их имени. Современные инструменты хакеров позволяют без особого труда получать такую возможность со всеми вытекающими негативными последствиями. Понятно, что имея всю конфиденциальную информацию о перевозке, можно не только присвоить чужие деньги, но и «разводить» заказчика на дополнительные платежи для ликвидации липовых поломок на дороге, взяток сотрудникам ГИБДД и т.д.
- Организация фиктивной перевозки «на бумаге». В этом случае в качестве неосведомлённого посредника используется независимый экспедитор или диспетчер, которому звонит «перевозчик», подряжаясь выполнить конкретный заказ. Несмотря на то, что груз не сдвинулся с места, экспедитор получает фальшивую транспортную накладную и счёт за услуги, которые по факту не были оказаны.
- Фиктивная утрата груза, которой «грешат» даже некоторые добросовестные на первый взгляд перевозчики. Для этого составляется акт о потере перевозимых ценностей, который предоставляется владельцу. Одновременно присылается претензия экспедитору с требованием возместить ущерб.
- Невыполнение взятых на себя обязательств после получения предоплаты. Самый распространённый вариант нечистоплотного поведения в области грузоперевозок. Получив от грузоотправителя аванс, перевозчик начинает рассказывать сказки о серьёзной поломке автомобиля, о собственной болезни и о других проблемах. А со временем и вовсе исчезает из поля зрения пострадавшего лица.
- Привлечение добросовестных частных перевозчиков для загрузки и доставки ценного груза с последующим хищением. В этом случае нанятый злоумышленниками водитель даже не подозревает, что участвует в преступлении. Так как его задача заключается в доставке груза из пункта «А» в пункт «Б», который на самом не является конечной точкой, в которой товар ждёт реальный грузополучатель. Используемый «втёмную» водитель в этом случае зачастую получает обещанные деньги, и начинает жалеть об этом только тогда, когда его транспортом начинают активно интересоваться правоохранительные органы.
Как распознать схемы мошенников при грузоперевозках
Не стоит сотрудничать с перевозчиком, если имеет место одно из перечисленных ниже обстоятельств:
- Яркое нежелание подписывать договор, предоставлять оригиналы важных документов, демонстрировать автомобили, на которых будет осуществлять доставка.
- Повышенное пристрастие к заочному общению с помощью мобильных телефонов, электронной почты, skype, viber и других мессенджеров. При этом коды сотового номера могут не совпадать с регионом «проживания» злоумышленника.
- Слишком низкий ценник и заниженные требования к грузоотправителю. Мошенники быстро соглашаются на все условия владельца груза, даже если выдвинутые требования, согласно здравому смыслу, требуют совместного обсуждения и согласования.
- Любые нестыковки в транспортных документах, которые объясняются преступниками не существенными формальностями и другими уловками.
- Нежелание предоставлять копии TIR Cornet, накладных CMR., страховок CMR, технических паспортов транспортного средства.
- Отсутствие качественного сайта транспортной компании с реальными контактами и подробными реквизитами. Слишком молодое имя домена, отсутствие ссылки на ресурс в поиске Яндекса и Google – ещё два подозрительных момента, которые можно быстро проверить в популярных сервисах поисковых систем.
- Нежелание страховать ответственность перевозчика и привлекать к доставке независимого экспедитора или сопровождающее ответственное лицо грузоотправителя.
Безопасные перевозки с помощью Cargocash
Поиск перевозчиков на сайте Cargocash существенно снижает все перечисленные риски, благодаря следующим возможностям:
- заключение безопасных сделок со страхованием груза;
- наличие объективного рейтинга у перевозчиков, составленного из отзывов заказчиков, которые уже пользовались услугами данной компании или частного предпринимателя;
- возможность ознакомиться на личной страничке с регистрационными документами, подтверждающими статус юридического лица или ИП;
- оценка репутации подрядчика по количеству успешно выполненных заказов и времени присутствия на данном ресурсе
Но даже такие удобные решения должны дополняться дополнительными проверками транспортного агента, письменный договор с которым должен заключаться при очной встрече и лучше - при свидетелях.