Порча груза: ответственность, образец претензии

Порча груза: ответственность, образец претензии

Любое повреждение груза связано с необходимостью компенсировать ущерб с определением виновной стороны и всех обстоятельств, которые негативно сказались на перевозимых материальных ценностях. Такое событие регулируется положениями статей 796 и 803 Гражданского Кодекса РФ, а также пунктом 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта. Согласного установленным законом правилам, любые разбирательства конфликтов этой категории включают в себя два обязательных этапа:

  1. Претензия транспортной компании о порче груза, которая направляется заказным письмом вместе с заполненным актом и другими документальными материалами.
  2. Подача искового заявления в арбитражный суд, к которому следует приложить все доказательные документы и квитанцию об уплате государственной пошлины.

Срок исковой давности в этом случае составляет 1 год с момента заполнения акта о повреждении перевозимых материальных ценностей. Любая претензия к перевозчику за порчу груза должна составляться знающими юристами, способными убедительно описать все доказательства вины, а также нерадостные перспективны для ответчика в случае судебного разбирательства. Подача иска осуществляется в случае отказа виновной стороны возместить ущерб или предложений, не удовлетворяющих сторону, подавшую претензию.

Решения суда в этом случае передаются в исполнительное производство, в процессе которого с ответчика взыскивается  сумма иска и судебные издержки. В некоторых случаях истец вправе предъявлять претензии на возмещение неполученной прибыли, если речь идёт о повреждении коммерческих товаров, предназначенных к продаже. Иногда встречаются ситуации, когда истец требует также возместить затраты, понесённые в процессе сложной утилизации повреждённой продукции.

Причины порчи груза при перевозке

Каждый груз требует грамотного подбора транспорта для перевозки, который сможет обеспечить надлежащие условия, согласно специфике перевозимых товаров. Все требования и положения транспортировки регламентируются Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

Повреждение груза происходят по причине следующих событий:

  1. Неправильный выбор транспортного средства и способа транспортировки. Простой пример – продукты глубокой  заморозки перевозятся в изотермическом фургоне, а не в рефрижераторе. Результат – порча всей партии дорогостоящих товаров. Второй пример – зерно повышенной влажности (выше 15%) перевозится в мешках. Результат – активизация процесса гниения культуры с последующей утратой больших объёмов перевезённой продукции. 
  2. Повреждение товаров вследствие механических воздействий, включая вибрацию автомобиля во время рейса. Такие обстоятельства возникают из-за некачественной упаковки, небрежности грузчиков, неправильного расположения и фиксации груза в контейнере или кузове.
  3. Дорожно-транспортные происшествия. В этом случае претензии владельца также будут предъявляться к перевозчику, вне зависимости от его виновности в аварии. После компенсации причинённого ущерба ответчик вправе обратиться с регрессивным иском к виновнику ДТП.

Существует ещё такое понятие как естественная убыль груза, которая регламентирована отдельными правилами для конкретных видов продукции. Например, естественные потери при перевозке зерновых культур составляют 0,07 при транспортировке в открытых кузовах и 0,05% при доставке в мешочной таре. Понятно, что если убыток вписывается в указанные нормы, то ни о каких претензиях к перевозчику речи быть не может. В Главе 6 упомянутого Постановления № 272  описываются нюансы транспортировки отдельных видов грузов (наливных, насыпных, однородных).

Ответственность перевозчика за порчу груза

Как только был подписан акт о получении груза,  за сохранность перевозимых ценностей в полной мере отвечает перевозчик и экспедитор. Ответственность заканчивается только в момент подписания акта о передаче товаров грузополучателю. После того, как определилось, кто виноват в порче груза при перевозке, необходимо определить размер ущерба, который будет компенсироваться виновной стороной. В этом случае оценка может  осуществляться следующими методами:

  • процентная величина, вычисляемая из оценочной стоимости груза, указанной в контракте;
  • количественная оценка ущерба, которая производится, исходя из реального объёма повреждённых товаров;
  • определение суммы компенсации на основе среднерыночных цен на соответствующую товарную группу (в случае отсутствия письменной оценочной стоимости)

Если речь идёт об ответственности экспедитора, то в этом случае истец апеллирует к статье 803 Гражданского Кодекса о нарушении или ненадлежащем выполнении коммерческого контракта. В этом случае вина сопровождающего лица, работающего на основании договора, в подавляющем большинстве случаев является для суда очевидной.

Перевозчик освобождается от ответственности, если сумеет доказать следующие моменты:

  • события произошли вследствие неодолимых обстоятельств;
  • водитель прикладывал все возможные усилия, чтобы сохранить груз;
  • на маршруте внезапно были введены ограничения по движению транспорта, о которых перевозчик не мог знать

В этом случае ответчику следует ссылаться на статью 36 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259.

Действия грузополучателя при повреждении груза

При обнаружении порчи груза необходимо:

  1. Оперативно уведомить транспортную компанию о случившемся факте.
  2. Составить комиссию, в которую войдут специалисты, способные оценить масштаб потерь и размер материального ущерба. Если речь идёт о повреждении больших партий товара, для проведения оценки следует пригласить независимого эксперта. 
  3. Сфотографировать видимые повреждения или сделать видеосъёмку.
  4. Сфотографировать путевой лист с отметками об убытии и прибытии транспорта в пункт назначения.
  5. Произвести разгрузку транспортного средства с отдельной выгрузкой повреждённой продукции для точного учёта.
  6. Составить акт о порче груза, в котором должен расписаться водитель автотранспорта. При отказе поставить подпись акт подписывается без его участия всеми членами комиссии.
  7. Обратиться к юристу, который составит претензию к транспортной компании, в которой будет указан обоснованный размер ущерба для возмещения.
  8. В случае отсутствия реакции на претензию в течение 30 календарных дней подать исковое заявление в арбитражный суд.

Образец претензии о порче груза

В претензию транспортной компании следует включить следующие сведения:

  • дата и место составления претензии;
  • полная информация о грузоотправителе, перевозчике и грузополучателе;
  • номер и дата контракта о перевозке с указанием стоимости груза;
  • копии товарных накладных;
  • все обстоятельства обнаружения повреждений перевозимых ценностей;
  • размер нанесённого ущерба и порядок возмещения;
  • перечень прилагаемых документальных подтверждений, фото видео материалов;
  • подпись руководителя организации, составившей претензию, печать, дата

Скачать типовой акт о порче груза при перевозке (пустой)

Скачать образец акта о порче груза при перевозке (пример)

Данный документ составляется в трёх экземплярах – для отправителя, получателя и перевозчика. Стоит напомнить о том, что такой акт не только является основанием для предъявления претензии, но и позволяет официально списывать повреждённые товары с бухгалтерского учёта.

Портал безопасных грузоперевозок Cargocash предлагает страхование грузов у надёжного оператора, который оперативно рассматривает заявки и компенсирует убытки. На нашем сайте есть всё необходимое для организации ответственной доставки с обоснованным выбором профессионального перевозчика и экспедитора.

Чаты

Для начала общения выберите чат

Чтобы продолжить общение по грузу, отправьте бесплатное предложение.

Продолжить Скрыть

Заказчик выбрал вас исполнителем. Если вы готовы продолжить общение по телефону, подтвердите выбор.

Стать исполнителем

Вы выбрали исполнителя. Ожидайте его согласия на перевозку, после которого ваши телефоны будут доступны друг другу.

Отменить

Предложение исполнителя было отклонено.

Удалить чат

Ваше предложение было отклонено.

Удалить чат

Требуется регистрация

Чтобы продолжить, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Вход / Регистрация

Для начала зарегистрируйтесь

Чтобы просматривать грузы и предлагать свои услуги, зарегистрируйтесь перевозчиком и добавьте свой транспорт.

Разместить объявление

Если вы уже зарегистрированы, войдите на сайт.

Для начала, создайте груз

Разместите свой груз и получайте предложения от перевозчиков.

Добавить груз

Если ранее Вы уже размещали груз, войдите на сайт.

Требуется вход
Для того, чтобы подписаться на новые грузы, войдите на сайт.
Войти
Какая машина нужна вам для перевозки?
Выберите подходящий тип транспорта
Маршрут перевозки
Когда можно грузиться?
Чтобы пользоваться сайтом, зарегистрируйтесь:

Данный груз уже доставлен

Для того чтобы регулярно получать грузы, зарегистрируйтесь в качестве перевозчика.

Регистрация
Только для PREMIUM пользователей

Данная функция доступна только для пользователей тарифа PREMIUM.

Вернутся Перейти к тарифам
Только для компаний

Это действие доступно только для пользователей с подтвержденной компанией. Укажите вашу компанию и подтвердите ее путем оплаты тарифа.

Указать компанию

Этот этап сейчас не доступен

Для начала разместите свой груз, используя форму заказа на этой странице.

Понятно

Укажите данные водителя

Чтобы продолжить заключите договор и укажите информацию о водителе. Данные используются для создания договора и доверенности для водителя на погрузку. Добавьте водителя в организацию и дождитесь проверки.

Предлагать грузы могут только грузовладельцы

У вас зарегистрирован аккаунт Перевозчик. Если вы грузовладелец и хотите найти транспорт для перевозки груза, то зарегистрируйте новый аккаунт как Грузовладелец на новый номер телефона и почту.

Как получить номер?

Пользователь не открыл свой номер для всех. Вы можете приобрести доступ к базе контактов пользователей и открывать любой номер в рамках пакетного предложения.

Купить доступ к базе пользователей

Либо подключить тариф PREMIUM и открывать 5 новых номеров ежедневно.

Подключить PREMIUM

Уважаемый пользователь!

Данная функция доступна только пользлователям тарифа "Премиум"

Необходимо подтверждение

Пользователь скрыл свои контакты для тех, кто не подтвердил документы

Необходим тариф!

Что бы добавить больше маршрутов, необходим активный тариф "Премиум"
Выбрать тариф вы сможете после регистрации

ВНИМАНИЕ!

Участились случаи мошенничества. Общаясь вне сайта будьте осторожны, не переходите по ссылкам в мессенджерах и не переводите предоплату, по возможности ведите общение в чате на сайте и пользуйтесь Безопасной сделкой.

Открыть телефон

Скажите, что нашли номер на КаргоКэш.

Контакты скрыты

Пользователь не открыл свой номер телефона. Вы можете попросить его показать свой номер.

Или подключить тариф и открывать скрытые номера.

Запрос отправлен

Перевозчик получит уведомление о том, что вы пытались с ним связаться.

На сегодня лимит открытий контактов исчерпан

Если вам требуется больше контактов, приобретайте доступ к базе контактов или возвращайтесь завтра за новым доступом, бесплатно.

Номер телефона скрыт

Общайтесь в чате и договаривайтесь о сделке.

Требуется проверка

Для данного груза требуется проверка. Чтобы делать предложения предоставьте документы и пройдите проверку. После проверки вы сможете перевозить грузы через КаргоКэш.

Услуга доступна собственникам транспорта и экспедиторам.

Ожидайте проверки

Только проверенные исполнители могут перевозить грузы через КаргоКэш. Ваши документы все еще на проверке. О результатах мы вам обязательно сообщим.

Укажите свой транспорт

Укажите информацию о транспорте. Данные используются для создания договора и доверенности для водителя на погрузку. Добавьте транспорт в организацию и дождитесь проверки.

Подключите платный тариф

Подключите платный тариф
Пожалуйста подождите...