Процесс доставки грузов всегда связан с ответственностью за перевозимые материальные ценности. При этом в таких операциях зачастую участвуют несколько независимых сторон, включая следующие субъекты:
- уполномоченные представители владельцев груза;
- бригады грузчиков,
- перевозчик;
- ответственные работники складов;
- сторонние получатели
Соответственно ответственность может распределяться на каждом этапе, но в конечном итоге именно целостность и полная комплектация перевозимого груза играет ключевую роль. При этом основными документами, используемыми в этом процессе, являются контракт поставки и акт приёмки. Зная, как правильно принимать товар у транспортной компании, владелец и получатель может избежать различных неприятных ситуаций, связанных с приёмкой повреждённого груза или недостачей материальных ценностей.
Какими законами регулируется процесс приемки товаров
Однозначное толкование законодательством коммерческих сделок с материальными ценностями позволяет владельцам грузов и перевозчикам защищать свои интересы в суде. В России товарные отношения, в том числе и порядок приемки товара, регулируются положениями Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018). В частности, речь идёт о §3 (ст. 506-524), посвящённом коммерческим поставкам. Доставка грузов для муниципальных нужд и правила приемки товаров в таких контрактах описываются статьями 525-534 §4. Основные положения ГК РФ, которые будут интересны поставщикам и перевозчикам:
- Статьи 509-510, описывающие процесс доставки товара транспортом в рамках соответствующего контракта.
- Статья 909, регламентирующая приёмку материальных ценностей складскими предприятиями.
- Статья 911, определяющая правила проверки количества и состояния материальных ценностей при возвращении владельцу груза или его представителю.
- Статьи 519-524, описывающие последствия недобросовестной поставки, права и обязанности сторон.
- Статьи 469 и 474 ГК РФ, определяющие понятие качественной оценки и правила проверки качества товара.
В этих статьях подробно описано, как правильно принимать товар от поставщика и какую ответственность несут стороны при нарушении сроков транспортировки, недопоставке и т.д.
В этой сфере также работают приказы и постановления Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету торговых операций», описывающие формы основных документов приёмки:
- акт о приемке товаров, составленный по форме № ТОРГ-1;
- акт о приемке материалов, составленный по форме М-7
Большинство договоров на поставку составляются с ориентацией на положения Инструкции о порядке приемки по количеству и качеству, утверждённой Постановлением Госарбитража СССР. И хотя этот документ де-юре утратил свою силу, по согласованию сторон в типовых контрактах используются предписания именно этого законодательного акта советских времён.
Как осуществляется приемка товара – основные этапы
Перевозимый груз может приниматься на месте разгрузки автомобиля, а также на территории получателя или поставщика, если речь идёт о самовывозе. Уполномоченный получатель груза, действующий на основании своего официального статуса или доверенности, обязан провести следующие действия:
- Оценить состояние тары и упаковки, если таковая имеется.
- Проверить количество и качество товара, сверяясь с транспортной накладной, которая является обязательным документом любой грузоперевозки.
- При наличии недостачи или повреждения составить акт в двух экземплярах, один из которых вручить представителю перевозчика под роспись.
- При серьёзных проблемах с количеством и качеством перевезённых товаров привлечь независимого эксперта.
- Если доставленный груз полностью устраивает получателя, подписать акт приёмки, один экземпляр которого получает перевозчик.
При пересечении государственной границы описанная технология приемки товаров может дополняться различными дополнительными формальностями и мероприятиями, связанными с таможенной очисткой, получением сертификатов, помещением ценностей на складах временного хранения и т.д.
Полезные советы владельцам грузов и перевозчикам
- Любая инструкция по приемке товара предполагает соответствие проводимых процедур актуальным положениям действующего законодательства.
- Согласно статье 911 ГК РФ, расходы по проверке качества принимаемого товара несёт сторона, потребовавшая такую экспертизу.
- Любая недостача или проблема с качеством груза требует письменной фиксации (актировки) с подробным описанием дефектов и указанием недостающего количества.
- Договор поставки должен включать в себя все детали, связанные с описанием количества и качества транспортируемых товаров. Если речь идёт о скоропортящихся грузах, то в контракте следует отдельным пунктом указать условия транспортировки (в частности, требуемый температурный режим)
- Сложные проблемы, связанные с серьёзным повреждением или недостачей лучше всего решать с помощью опытных транспортных юристов и независимых экспертов.
- Стоит помнить о сроках проведения проверки состояния доставленных грузов, которые для внутригородских перевозок составляют 10 суток, а для междугородних поставок – 20 суток. Состояние скоропортящихся продуктов должно проверяться в течение 1 суток с момента прибытия транспорта в пункт назначения.
- Нумерованные акты приёмки должны включать в себя дату проведения осмотра и оценки груза, реквизиты сторон, количественное и качественное описание товаров, сведения о таре (упаковке).
Для снижения бюрократической нагрузки и общих рисков многие перевозчики и владельцы сегодня используют сервисные службы типа Cargocash. Такие проекты позволяют в удалённом режиме проводить безопасные сделки с автоматическим заполнением контрактов. В этом случае представителям сторон остаётся только подписать договор при личной встрече, по необходимости страхуя перевозимые материальные ценности у ответственных операторов.
Вывод
Универсальных строгих правил приемки товаров, работающих на основе требований законодательства и отраслевых постановлений, в настоящее время России не существует. Поэтому владельцы грузов и грузоперевозчики ориентируются на инструкции советских времён, упомянутые выше положения Гражданского Кодекса и общепринятые традиционные правила торговых взаимоотношений.