Максимальная загрузка перевозчика заказами является главным условием успешного бизнеса. Любые простои при грузоперевозках будь то час или неделя связаны с финансовыми потерями. Даже если вы работаете на собственном автомобиле, то эти потери выражаются в недополученной прибыли.
Иногда стоимость простоя грузоперевозки даже одного многотонного автомобиля в крупных транспортных компаниях обходится в несколько тысяч рублей в сутки. Потому что всё это время начисляется заработная плата персоналу, оплачиваются налоги, совершаются сопутствующие расходы. Правовое регулирование этого важного вопроса осуществляется статьёй 794 Гражданского Кодекса РФ, в которой указывается ответственность следующих лиц:
- перевозчика за неподачу или несвоевременную подачу автомобиля в пункт погрузки, указанный в договоре;
- грузоотправителя за отказ от использования поданного вовремя автотранспорта
Таким образом, простои могут осуществляться как по вине заказчика доставки, так и в результате безответственности водителей или диспетчеров транспортных компаний. По понятным причинам оплата простоя грузоперевозки будет производиться только в случае доказанной вины соответствующего лица. При этом желательно чтобы конкретная сумма и конкретные ситуации были прописаны в договоре доставки.
Однако здесь существует любопытный правовой нюанс. Ситуация с простоем одновременно попадает под регламент ФЗ 08.11.2007 N 259 «Устав автомобильного транспорта», который в пункте 8 статьи 11 чётко обозначает ответственных за погрузку-разгрузку. А именно – грузополучателя и грузоотправителя, если иные договорённости не обозначены в письменном контракте. То есть транспортная компания или частный перевозчик не несут ответственность за простой на разгрузке и погрузке, кроме случаев, когда в договоре прописана такая ответственность. Поэтому если существуют только устные договорённости, перевозчик всегда может претендовать на оплату простоя грузоперевозки, если суд сочтёт убедительными приведённые доказательства.
Причины простоя автомобилей в рейсах
- задержка погрузки-разгрузки;
- неправильное оформление путевых документов и товарных накладных;
- поломки на дороге;
- плохая работа таможенного брокера;
- длительные задержки в пути из-за погодных условий и других объективных факторов – например, непредвиденный ремонт дороги или моста;
- повреждение упаковки или самого груза;
- плохое самочувствие водителя;
- нарушение правил ПДД;
- простой при мультимодальных перевозках в результате задержки рейса воздушного или морского судна, на который нужно перегрузить товар
Как оплачиваются простои на грузоперевозки?
Компенсация за простой автотранспорта должна быть прописана в контракте. Однако в любом случае при угрозе задержки водителю или экспедитору необходимо предпринять следующие действия:
- Поставить отметку в путевом листе о точном времени прибытия груза в пункт назначения. Стоить помнить, что путевой лист должен всегда находится только у водителя. Получателю до начала разгрузки можно отдать копию товарно-транспортной накладной.
- Предварительно согласовать с грузоотправителем и грузополучателем точное время, требуемое на погрузку и разгрузку конкретной партии товаров.
- Правильно определить причину простоя, которую по прибытию в автопарк следует указать в объяснительной записке.
- Обязательно уведомить диспетчера о сложившейся ситуации.
- Принять все посильные меры, чтобы ускорить запланированные рабочие процессы.
В любом случае следует обозначить стоимость одного часа сверхнормативного простоя в договоре, который заверит организаций грузоотправителя. Такой штраф должен выплачиваться вне зависимости от аргументов виновника. В случае игнорирования предъявляемых претензий следует обратиться в суд со всеми имеющимися документами и аргументами.
Как избежать простоя при грузоперевозках?
Главное правило – это согласовать все нюансы с грузоотправителем и грузополучателем, прописав все значимые детали в письменном договоре. Второе условие – это пунктуальность перевозчика, который обязан подать транспорт на склад или к магазину точно в договорённое время. Третий фактор, позволяющий снизить риски простоя – качественная техническая подготовка автомобиля и водителя к рейсу.
На портале грузоперевозок Cargocash всегда можно найти платежеспособных заказчиков готовых полностью отвечать за погрузку и разгрузку автотранспорта. При этом договор можно составить в удаленном режиме с автоматическим заполнением данных и реквизитов.
Каждый контракт на доставку, если речь идёт о дальних маршрутах, должен проверяться знающим транспортным юристом. Только в этом случае вы сможете защитить свои интересы в полном объёме в рамках действующего правового поля.