Перевозка массивных конструкций и спецтехники требует соблюдения определенных правил, что обеспечивает необходимый уровень безопасности и документальной точности такой сложной доставки. Порядок оформления и согласований разрешений на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов регламентируется Приказами Министерства Транспорта РФ, техническими регламентами Таможенного Союза и положениями законодательных актов ЕС.
Стоит сразу отметить основную проблему, которая имеет место в этой сфере. Дело в том, что российские правила далеко не всегда совпадают с требованиями дорожных служб Европейского Союза. Пошаговая гармонизация отечественного законодательства с международными стандартами постепенно снижает этот правовой дисбаланс. Поэтому оформляя документы для разрешения на перевозку крупногабаритного груза, доставляемого в страны Западной Европы, следует пользоваться услугами опытных таможенных брокеров.
Вторая проблема заключается в бюрократической волоките, с которой сегодня борются с помощью перевода документооборота в электронный формат. В настоящее время большинство документальных согласований на транспортировку опасных и крупногабаритных грузов можно получить в удалённом режиме.
Законодательная база. Основные положения и требования
- Основными документами, регламентирующими отрасль грузоперевозок, является Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 «Об утверждении правил перевозок грузовым транспортом» и Приказ №10 Минтранса РФ от 12 января 2018 г.
- Используемые транспортные средства должны соответствовать регламенту Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств».
- Технические характеристики привлекаемого транспорта должны подтверждаться паспортом транспортного средства.
- Тяжеловесный и длинномерный транспорт оснащается:
- автоматической системой экстренного торможения;
- специальными ходовыми огнями;
- табличками, указывающими на специфику перевозимого груза и транспорта («длинномер», «автопоезд» и т.д.);
- двумя противооткатными упорами для фиксации на уклоне
- В целях обеспечения максимальной безопасности движения таких автопоездов по дорогам общего пользования используются автомобили прикрытия, оборудованные специальными световыми сигнальными маячками и окраской установленного образца.
- При превышении ширины автопоезда 5 метров и длины 35 метров разрешение на перевозку крупногабаритных грузов и тяжеловесных грузов выдаётся только при наличии предварительно разработанного проекта организации перевозки.
- График и схема движения такого транспорта учитывают особенности дорожного полотна, интенсивность трафика на каждом участке, наличие препятствий, размеры которых не вписываются в параметры автопоезда.
Как оформить разрешение на перевозку крупногабаритного груза?
Процесс получения разрешительных документов регламентирован Приказом Минтранса России N 258 от 24.07.2012, в котором имеются приложения с образцами всех необходимых документов. Общий порядок действий вписывается в следующую двухэтапную схему:
- сбор документов для подачи заявления (технический паспорт груза и транспортного средства, копия удостоверений водителя, схема движения, путевые листы, страховые полисы, точные размеры и масса груза с указанием нагрузки на оси). Заявление, перечисленные документы и квитанции об уплате госпошлины подаются в Федеральное дорожное агентство (Росавтодор);
- получение разрешения в сроки от 10 до 30 рабочих дней, считая с момента подачи заявления. Подавать заявку и получать разрешения может владелец груза, перевозчик или доверенное лицо, уполномоченное нотариально заверенной доверенностью
Государственная пошлина, уплачиваемая за разрешения на транспортировку габаритных грузов, на 2018 года составляет 1600 рублей. Образец заполнения разрешения на перевозку крупногабаритных грузов можно найти в приложениях к упомянутому выше Приказу. Не стоит забывать, что такие перевозки потребуют дополнительных финансовых затрат, взимаемых за организацию движения с сопровождением спецтранспорта и за наносимый ущерб дорожной инфраструктуре.
В настоящее время пользователи интернета, имеющие соответствующий статус, могут подавать заявки с помощью сайта Государственных услуг. Все заявления рассматриваются специалистами Управления дорог РФ, которые принимают окончательное решение. Отказы в выдаче разрешений можно обжаловать в установленном порядке.
Нюансы перевозки крупногабаритных грузов
Сроки реализации таких сложных заданий могут существенно увеличиваться из-за необходимости частичного демонтажа конструкций, мешающих движению автопоездов или усиления дорожного полотна на маршруте прохождения автопоезда. Поэтому проектировщики подобных доставок всегда учитывают следующие факторы:
- наличие и высота линий электросети, включая провода, запитывающие трамваи и троллейбусы;
- размеры тоннелей и мостов, находящихся на маршруте;
- ширина и количество полос дорожного полотна;
- насыщенность трафика;
- топология близлежащих газовых магистралей
Транспортировка негабарита по международным маршрутам потребует дополнительных согласований с дорожными службами соответствующих стран.
Где искать негабаритные грузы?
Владельцы крупнотоннажных открытых платформ и дальномеров больше других перевозчиков заинтересованы в постоянной работе дорогостоящего транспорта, простой которого обходится в немалые суммы. Оптимальным решением может стать поиск нестандартных заказов на таких площадках как Cargocash. Именно такие сервисные сайты помогают находить заказчиков без посредников в удобном удаленном режиме.
Использование мощного информационного потенциала интернета позволяет существенно экономить время и деньги. А возможность быстро опубликовать собственные предложения открывает доступ к эффективной рекламе специфических транспортных услуг