Реструктуризация управления логистикой происходит по ряду направлений менеджмента, в том числе и в администрировании логистических видов деятельности. Устранение таможенных процедур привело к повышению эффективности транспортировки, упаковывания и маркировки. В настоящее время технологические новинки внедряются по всей Европе, а не только в отдельных странах, как это было раньше. В объединенной Европе обработка заказов, контроль над запасами, складирование и компьютерные технологии применяются более централизованно.
Организации изменяют свой подход и теперь более централизованно контролируют логистику,
что, в свою очередь, влияет на организационные структуры и на масштабы работ. Структуры, которыми компании начали пользоваться после 1992 г., как правило, более широкие, менее ограничены в национальных границах и располагаются в центральных пунктах континента.
К сожалению, если рассматривать ситуацию в целом, конкурентная борьба в Европе стала более острой. Теперь производители, ритейлеры и провайдеры логистических услуг, если показатели их работы оказываются слабыми, подвергаются более серьезным экономическим санкциям. Однако организации, способные эффективно и оптимально заниматься производством, маркетингом и логистическими стратегиями в объединенной европейской экономике, получают существенно более высокое вознаграждение.
Восточная Европа
В конце XX в. в странах бывшего СССР и в Восточной Европе произошли огромные изменения; выделим здесь в первую очередь снос Берлинской стены, изменение политических и коммерческих границ в Восточной Европе и Азии, объединение Восточной и Западной Германии, движения независимости во многих республиках бывшего СССР.
Содружество Независимых Государств (СНГ)
Содружество Независимых Государств (СНГ), созданное в 1991 г., включает 5 основных регионов: государства Балтии (Эстония, Латвия, Литва); страны вдоль западной границы (Беларусь, Молдова, Украина); закавказские государства (Армения, Азербайджан, Грузия); страны центральной Азии (Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан); Россия. Многие из этих государств медленно движутся в направлении экономик со свободными рынками.
Инвестиции в страны Восточной Европы и СНГ увеличились, хотя не так быстро, как казалось во времена распада бывшего СССР. Так, Solvay, ведущий бельгийский производитель химических веществ и фармацевтических продуктов, вложил 160 млн евродолларов (EUR) в Болгарию. Saint- Globain инвестировала более 90 млн EUR в завод — производитель стекла в Польше. Производитель автомобилей Renault с 1950-х гг. действует в Словении и после 1992 г. вложил в эту страну 230 млн EUR [73]. Ежегодно объем прямых иностранных инвестиций (FDI) странами — членами Европейского Союза в этот регион составляет более 9 млрд EUR. Если считать с 1989 г., общие прямые иностранные инвестиции уже превысили 50 млрд EUR. Экспорт Европейского Союза в эти страны в годовом исчислении достиг 80 млрд EUR [74].
Трудности, с которыми сталкивается логистика в Центральной и Восточной Европе
Исследователи процессов ведения бизнеса в Центральной и Восточной Европе пришли к выводу, что процедуры таможенной очистки в большинстве стран этого региона очень трудны. Некоторые компании отзываются о таможенной деятельности как о «бюрократическом занавесе». Не менее 90% компаний, чья деятельность проанализирована в обзоре, указали, что они сталкивались с проблемами таможенной очистки, в том числе «документы не принимались только потому, что оттиски печатей стояли не на том месте или были недостаточно яркими, а также потому, что подписи были сделаны не голубыми чернилами, а черными» [75].
Помимо трудностей с процедурами таможенной очистки, свой вклад вносят и плохие транспортные инфраструктуры, созданные за десятилетия коммунистического правления, когда этой сфере не уделялось должного внимания. Отсутствие умелых грузовых перевозчиков, плохое состояние автомобильных и железных дорог, а также портовых сооружений, неопределенность перспектив в отношении улучшения в этой сфере затрудняют перевозки продукции через Центральную и Восточную Европу. Концепции деятельности таможенных служб и обслуживания потребителей неизвестны или трактуются (за очень редким исключением) неправильно. В большинстве мест воспользоваться современными логистическими приемами, компьютеризированной обработкой заказов и информационными системами почти невозможно.
Важные аспекты, которые должны учитывать руководители логистических служб
Действуя в этом регионе, организации, занимающиеся маркетингом и дистрибьюцией своих товаров и услуг, сталкиваются с большим числом проблем. Возможно, наиболее значимый в этом отношении фактор — политическая нестабильность, сохраняющаяся в разных странах Восточной Европы. Как свидетельствует опыт военных действий, ставших следствием политических волнений в Боснии в 1990-е гг., организации должны хорошо знать состояние социального, экономического и политического климата в странах этого региона.
Для передачи попутного груза по России вы можете воспользоваться возможностями сервиса CargoCash. Разместите свой заказ на сайте и сравните цены от различных перевозчиков.
Если вы являетесь перевозчиком, то регистрируйтесь прямо сейчас и размещайте свой транспорт на сайте.