Развитие технологий до такого уровня, когда человек уже не нужен, это хорошо или же нет? В масштабах человечества - это положительная тенденция, но в размере одной жизни и одной судьбы иногда это не так прекрасно, как кажется, а если речь идет о целом пласте сотрудников?
В ближайшее время, скорее всего через несколько лет в продаже появятся первые беспилотные грузовики, которые навсегда изменят всю отрасль грузовых перевозок. В США в этой сфере работают миллионы сотрудников, это одно из самых развитых направлений бизнеса. И, конечно, первыми пострадают те, у кого самые большие заработные платы на этом рынке – дальнобойщики.
Сфера грузовых транспортировок в США имеет примерную оценку в 740 миллиардов долларов за 12 месяцев. Это до 10 миллиардов тонн грузов перевозится за год, и, соответственно миллионы водителей. И многие из них не в курсе потенциальной трансформации рынка за последующую четверть века.
Специалисты говорят, что перемены будут касаться в первую очередь водителей дальнего следования – дальнобойщиков, которые работают на крупногабаритном транспорте и в США это два миллиона человек.
Но некоторые эксперты призывают не впадать в панику, так как еще многие функции, которые выполняет водитель, машина на данном этапе делать не может. У некоторых задач, что выполняют водители есть особенная специфика и их сложно автоматизировать. Например, водители пользуются специализированной техникой, для нее нужны не просто навыки вождения. Также от замены защищены сотрудники курьерских компаний, так как их задачи сопряжены с работой в сложной городской среде и высоким уровнем навигации. Но, работу большинства дальнобойщиков все-таки просто автоматизировать.
Около 300 тысяч человек в США транспортируют грузы на большие расстояния по разнообразным маршрутам и на этом их функции часто и заканчиваются. Дальнобойщикам редко приходиться маневрировать по узким улицам города, разгружать товар, крепить прицепы и проводить инспекцию. Но по причине тяжелых условий труда дальнобойщики получают большую зарплату, чем их коллеги. Бывает разница даже в два раза.
Но, к сожалению, работники транспортной сферы с самыми большими доходами рискуют остаться без работы из-за технологий. А фирмам-перевозчикам эта ситуация очень выгодна. Они уменьшат свои издержки, заменят водителей робофурами, и смогут организовывать маршруты без ограничений времени, как это нужно делать при работе человека. Ведь робот не нуждается в отдыхе и сне, и может трудиться все 24 часа, без обедов и выходных.
По словам экспертов, риск автоматизации заключается не в том, что нет работы, а в том, что отсутствуют вакантные места на хорошие должности.
Хоть как-то поправить ситуацию, пока еще не очень поздно, могут программы по переподготовке водителей. Но, в США еще нет ни одной такой – так как на рынке еще нет робогрузовиков, представители сферы считают, что волноваться еще не о чем.
Но многие компании и центры по технологическим разработкам покажут свои роботизированные модели уже в начале 2020-х годов, а американский стартап Starsky Robotics хочет выпустить первую партию седельных тягачей с управлением на удаленной основе уже в этом году. Volvo занимается тестами полуавтономных грузовиков в США. Tesla хочет оснастить опцией автопилот электрофуры Semi, а КамАЗ планирует тестировать беспилотные грузовики на отечественных заводах уже в 2019 году.
Роботы для транспортных компаний выглядят более выгодным вариантом, чем дальнобойщики. Робот не спит, не хочет домой и работает постоянно, нужно лишь заниматься периодически его техническим обслуживанием. Кроме того, индустрии в США не хватает около 50 тысяч водителей, так как профессия в стране не очень популярна из-за ее сложности и высоких рисков во время работы.
Разработкой систем программ транспортировок без водителя занимаются и традиционные автомобильные производители типа Daimler и Volvo и технологические команды вроде Uber и Waymo. Их авто уже ездят по дорогам, а для широкого использования, полагают разработчики, не хватает только законодательных актов, которые упросят работу и продемонстрируют четкую систему прав и обязанностей — особенно в части пересечения государственных границ.
На территории новой трассы М11 Москва – Петербург тестируют новые грузовые беспилотники. Разработки длятся в течение трех лет, начиная с 2015 года. Проект входит в «Национальную технологическую инициативу». Это одно из самых перспективных направлений разработок.
Вопрос, конечно, спорный. Одни специалисты говорят, что беспилотники будут стоить дороже, чем работа водителя, а другие, что это помогает развитию и упрощению технологического процесса. Работа в этом направлении идет во многих странах мира – в России, США, Японии. Понять, как в итоге сложится ситуация по этому вопросу в действительности можно будет уже через пару лет.