Рынок новых грузовых автомобилей в России в первом полугодии 2017 года, согласно статистике Автостата, показал стабильный рост на уровне 44,5%. В течение полугода российские компании и ИП приобрели около 32,5 тысячи коммерческих грузовиков. Среди них было продано 11,2 тысяч КАМАЗов, ГАЗ — 3,5 тысяч, Volvo — 2,1 тысяч, Mercedes — 1,9 тысяч.
По мнению специалистов, рост продаж коммерческого транспорта в 2017 объясняется отложенным спросом и новыми надеждами отрасли грузоперевозок: предыдущие два года перевозчики практически не покупали новые грузовики из-за финансовых трудностей, а сейчас крупные и средние компании начали выходить из кризиса и обновляют автопарки. Так в частности думает председатель комитета коммерческого транспорта Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Андрей Чурсин.
Кроме увеличения спроса на грузовой транспорт, в 2017 году ожидают также существенного увеличения товарооборота. Наблюдается некоторое оживление в строительстве и экономике в целом, что положительно сказывается на объемах грузоперевозок. Самыми востребованными типами техники оказались седельные тягачи и самосвалы.
Также оживление рынка перевозок связывают с продуктовым эмбарго, введенным Россией в ответ на западные санкции. Спрос на перевозку сельскохозяйственных продуктов: зерновых, животноводческих и готовых продуктов питания демонстрирует уверенный рост. Самым успешным сегментом автомобильных перевозок являются товары народного потребления — продовольственные и непродовольственные товары для супермаркетов.
Кроме того, эксперты отмечают увеличение спроса на сборные грузы, чья доля, благодаря уменьшению среднего объема отправления и развитию электронной торговли, неуклонно растет.
Масштабные государственные строительные проекты, по типу Крымского моста и стадионов к ЧМ по футболу 2018, а также новые транзитные маршруты, в частности из Азии в Европу, также стимулирует грузоперевозки.
Однако для индивидуальных предпринимателей и мелких транспортных компаний условия по-прежнему крайне неблагоприятные: многие перевозчики не выдержали кризиса 2014-2015 годов и закрылись, а введение пресловутого Платона вызвало вторую волну ухода микроперевозчиков, многие из которых использовали транспорт до крайнего износа и теперь не могут обновить автопарк.
Таким образом, расширение автопарка наблюдается лишь у крупных игроков. Несмотря на то что лизинговые компании предлагают сейчас самые выгодные условия приобретения российских грузовиков производства КАМАЗ и ГАЗ. Кроме того, действуют программы утилизации и обмена (trade-in).