В России планируют создать реестр грузовых машин. Минтранс хочет разработать специальный план по борьбе с нелегальными водителями.
До 1 ноября 2018 года правительство утвердило ввод тестовой программы по маркировке навигационными пломбами транзитных грузовиков, которые едут в пределах Евразийского экономического союза (чаще всего это маршрут Белоруссия-Казахстан). Это дает возможность проверить со стопроцентным точным итогом, куда конкретно проехал груз.
Цель – полностью убрать поставки запрещенных товаров в Российскую Федерацию и полулегальные транспортировки зарубежных транспортных фирм. В процессе тестирования системы отработали совместную деятельность между таможенниками и оператором программы «Платон», который организовал данную технологию.
Пока проходит только пробное пломбирование и это осуществляется добровольно и безвозмездно.
Электронная пломба во много раз уменьшит время доставки груза и проверок на таможенных пунктах. Это удачное решение для создания «зеленого коридора» для сквозного проезда, следующего через нашу страну. В будущем к этой программе могут подключить и Китай.
Против нелегального бизнеса в отрасли грузовых перевозок выступают и сами перевозчики, и дальнобойщики. Дирекция автотранспортного союза вообще предлагает ввести обязательный допуск для работы в сфере и написать в Уставе автомобильного транспорта понятие «грузоперевозчик».
Договор транспортировки с отправителем груза часто подписывает посредник от лица перевозчика, но по закону документы о перевозках заключаются между отправителями и доставщиками товара. А посредники увеличивают конечную стоимость транспортной составляющей.
Вопрос о вводе в оборот допусков уже поднимался несколько раз. Но отношение к нему очень разное. Есть и другие варианты контроля за перевозчиками.
Существует идея о том, чтобы вести учет в реестре перевозчиков. Он и будет итоговым допуском к работе в отрасли. В октябре появятся подробности у правительства по этой инициативе.
В некоторых регионах ведут борьбу с нелегальными такси. Бывают ситуации, когда такой вид транспорта единственный в населенном пункте, а власти не выделают достаточно средств на этот вопрос, и в итоге регулярные законопослушные перевозчики просто уходят с рынка и остаются только «серые». Сейчас идет работа с законом о такси, прорабатываются меры, которые помогут уменьшить уровень нелегальных перевозок и дадут шанс на развитие постоянного автобусного сообщения.
А в мае комитет Торгово-промышленной палаты нашей страны по транспорту и экспедированию отправил всем участникам рынка проект закона, который накладывает запрет на перевозку товаров для личных и частных нужд (в том числе семейных) машинами весом более 2,5 тонны. Также работать в отрасли смогут только граждане нашей страны.
Считается, что такой закон уберет с рынка транспортировок нелегальных перевозчиков и увеличит финансовую и деловую дисциплину законопослушных. Выход частников на правовое поле и есть цель проекта закона.
Сейчас получается, что если подходить к вопросу формально, то нет запрета на то, чтобы частник купил КАМАЗ и возил на нем какой-то груз. Это значит осуществляя производственные работы, владельцы данных машин не оплачивают никаких налогов, не проходят регистрацию в «Платоне», так как с клиентами рассчитываются за наличные средства.
На данный момент в нашей стране по такой схеме работают и частники, и некоторые компании по логистике. Часть их парка оформлена абсолютно легально, но какой-то процент работает без оформления с привлечением сотрудников вне штата, бывает даже на транспорте с логотипом фирмы. Это довольно сложная схема, и многие водители, конечно, отказываются от работы таким образом. Ведь это отсутствие вообще хоть каких-либо гарантий во время маршрута. Проблема в том, что нет ответа будут ли соблюдены договоренности с заказчиком и прочее.
По мнению экспертов, было бы лучше, если бы при регистрации грузовика владелец автоматически оформлял документы как индивидуальный предприниматель. Это бы сразу убрало с рынка грузовых перевозок России всех нелегалов.
Чаще всего из числа «серых» водителей большинство – это бывшие дальнобойщики, которые по каким-то причинам оказались без работы. И им нужно работать сейчас, речь идет о выживании, вот они и дают согласие на работу вне правового поля, на которое официальные логистические фирмы почти никогда не пойдут.
И эта основная причина высокой привлекательности таких водителей для посредников, первое – это дешевая стоимость услуги, а вторая – нет проблем с организацией безопасной поездки и оформлением всех бумаг, и меньшее число налогов.
Теперь осталось ждать всех деталей нового закона и внедрения его в жизнь.