Масштаб рынка дальних перевозок в Америке очень большой – в прошлом году он дошел до отметки в 182 миллиарда долларов. Согласно показателям статистики, сфера очень развита – в период 5 лет (с 2011 по 2016) оборот развивался по среднему результату на 2,1% каждый год.
Но, в последнее время появилась очень большая проблема в отрасли – не хватает водителей на дальние расстояния, то есть дальнобойщиков.
Эта профессия раньше была престижной, но теперь среди поколения «миллениалов» (люди, которые родились с 1981 по 1996 года) она стала непопулярной. Дорога, движение и вся сопутствующая культура этой работы не привлекает молодежь.
По оценке специалистов (Американской ассоциации грузоперевозчиков), уровень необходимых водителей на октябрь прошлого года оценивался в 50 тысяч человек. И по прогнозам в следующие десять лет эта потребность будет расти.
Недостаток дальнобойщиков уже ощутили логисты, ретейлеры и прочие бизнесмены, так или иначе работающие с рынком грузовых перевозок. В марте 2018 года фирма General Mills, один из самых больших производителей товаров общественного потребления, подвела итоги и сформировала отчет, в котором эксперты с сожалением подсчитали серьезные убытки, которые они понесли из-за нехватки дальнобойщиков. Авторы отчета объяснили, что прибыль по результатам финансового года будет меньше, чем ожидалось до этого.
Стоимость акций General Mills упала на 10% и приблизилась к 5-летнему минимуму.
Такая же судьба постигла прочие большие компании. Из-за роста стоимостей на автомобильные грузовые перевозки ощутимо уменьшилась доходность Hershey’s, крупнейшего производителя шоколада в США. Акции компании в марте упали на 4%. В таком же положении Clorox и корпорация Sysco.
22 марта на рассмотрение Конгресса США был предложен проект закона об уменьшении минимального возраста для получения коммерческих водительских прав до 18 лет.
Сейчас дальнобойщиком может стать лишь 21-летний американец, не младше. Даже если такой закон примут, требования к молодому водителю будут жесткими: ему нужно проехать как минимум 240 часов под руководством опытного руководителя и придерживаться многочисленных ограничений. И все же такие перемены по возрасту могут поспособствовать появлению новых дальнобойщиков.
Привносят свои идеи и транспортно-логистические фирмы, которым приходиться увеличивать ставки. Так один из самых востребованных сервисов для заказа грузовых транспортировок Uber Freight подписал договор с поставщиками топлива, покрышек и запасных частей. Для дальнобойщиков, которые берут заказы Uber Freight, все эти опции достаются по льготным ценам. Кроме того, компания существенно ускорила перевод оплаты за работу: теперь водители получают зарплату практически сразу после окончания заказа (каждого маршрута).
В целом решение проблемы идет разными путями. Помимо привлечения в профессию водителей, не останавливается развитие беспилотных грузовых перевозок. И через какое-то время управлять доставкой будут операторы. Но, на данном этапе дальнобойщики очень нужны и им стараются создать комфортные условия работы.