Существует и другая форма лизинга, когда грузоотправитель приобретает подвижной состав у другой структуры, и она передает также своих водителей; либо предоставляет своих водителей и подвижной состав в лизинг перевозчику, специализирующемуся на арендных операциях. Организации могут действовать в варианте «лизинг из единственного источника» и «краткосрочный лизинг». Эти варианты обычно позволяют увеличить гибкость деятельности грузоотправителей, имеющих собственный парк, и предоставить им дополнительные возможности для снижения операционных издержек. Два указанных выше лизинговых варианта можно определить следующим образом.
Лизинг из единственного источника (single-source leasing) — соглашение, по условиям которого собственный перевозчик нанимает водителей и подвижной состав у одной и той же организации на срок не менее 30 дней.
Краткосрочный лизинг (trip leasing) — соглашение, по условиям которого собственный перевозчик нанимает водителей и подвижной состав на срок менее 30 дней.
Займы капитала с участием посредника
Третьей возможной формой получения подвижного состава, особенно привлекательной с точки зрения улучшения потоков денежных средств, являются займы капитала с участием третьей стороны (,third-party equity loans — этот вариант также называют «финансовый лизинг») у финансовых институтов, предусматривающие «гарантированный выкуп» (guaranteed buy-back) оборудования дилером после завершения установленного срока его службы. Этот тип лизинга достаточно часто используется при приобретении компьютерного оборудования. При таком подходе месячные платежи включают процент на всю закупочную цену и часть основной суммы платежа, равной разнице между ценой покупки и ценой гарантированного выкупа. Это существенно снижает потоки денежных средств организации и приводит к более низким процентным ставкам, особенно если предприятие имеет высокий кредитный рейтинг у финансовых институтов. Применяя такой подход, один национальный розничный торговец, продающий одежду, смог сэкономить 250 тыс. долл, только на процентных платежах на трехлетний заем, полученный на приобретение 22 тягачей. Помимо этого компания минимизировала риск этого проекта, получив гарантии обратного выкупа у дилера в размере 58% от закупочной цены каждого тягача.
В целом собственные транспортные средства могут приносить множество выгод всем грузоотправителям, которые могут ими воспользоваться. Для других более предпочтительно пользоваться услугами нанимаемых перевозчиков (общественных и контрактных).
Партнерство/союзы. Чтобы логистическая система действовала эффективно, между грузоотправителями и перевозчиками требуется установить отношения сотрудничества. В реальной жизни, однако, по-настоящему стратегические отношения между этими сторонами встречаются крайне редко, но когда такие формы сотрудничества все-таки создаются, и грузоотправитель, и перевозчик становятся участниками партнерства и союза. В число компаний, реализовавших эту концепцию, входят Black & Decker, GTE, IBM, Procter & Gamble, McKesson, Saturn, Xerox и ЪМ.
Saturn и Ryder создают партнерство
Корпорация Saturn организовала производство продукции «мирового класса», доставка ее продукции в дистрибутивной сети осуществляется грузовиками компании Ryder Dedicated Logistics. «По условиям контракта с фиксированными тарифами Ryder предоставляет Saturn своих специалистов, занимающихся планированием маршрутов и эксплуатацией транспортных средств. Эта работа организована так, чтобы интервал доставки необходимой продукции для производственного предприятия Saturn, действующего в режиме «точно в срок», не превышал 15 минут». Отчасти благодаря этому партнерству Saturn добилась годового показателя оборачиваемости запасов в 300 раз.
Партнерство между грузоотправителем и перевозчиком в корпорации ЗМ
Среди компаний, установивших отличные отношения с грузовыми перевозчиками, называют корпорацию 3М. Продолжая программу партнерств «грузоотправитель—перевозчик», начавшуюся в 1980-х гг., 3М смогла получить существенные выгоды в:
• использовании меньшего числа перевозчиков/ поставщиков, сократив число перевозчиков с более 1200 до менее 30;
• сокращении затрат на транспортировку почти на 10%;
• улучшении показателя своевременности доставки и доведении его почти до 98%;
• сокращении числа претензий по грузам на 20%;
• повышении производительности на 50%.
Действия при заключении бизнес-союза
Заключение бизнес-союза — это процесс. В качестве общей рекомендации укажем, что в целом этот процесс включает три фазы, состоящие из восьми шагов или этапов. Эти фазы и этапы формирования логистического союза показаны 9.3.
Слишком часто грузоотправители и перевозчики из-за различий в подходах, используемых ими приемах или философии действуют несогласованно. Иногда сотрудничеству и созданию синергетики препятствуют заявления вроде следующего: «Мы никогда так раньше не поступали». Такие различия приводят к неэффективному использованию транспортной системы и возникновению конфликтов между грузоотправителями и перевозчиками.
Для передачи попутного груза по России вы можете воспользоваться возможностями сервиса CargoCash. Разместите свой заказ на сайте и сравните цены от различных перевозчиков.
Если вы являетесь перевозчиком, то регистрируйтесь прямо сейчас и размещайте свой транспорт на сайте.