Грузовой авторефрижератор – транспортное средство для перевозки грузов, нуждающихся для сохранения товарных характеристик в создании особого температурного режима. К таким грузам относятся: продукты питания, парфюмерия, цветочная срезка, медикаменты. Составляющие авторефрижератора – термоизолированный корпус, рефрижераторная (холодильно-отопительная) установка, шасси. Все конструктивные элементы должны соответствовать друг другу и требуемому температурному диапазону. Рефрижераторная установка создает определенные климатические условия с последующим поддержанием на заданном уровне. Благодаря корпусу с многослойными стенками, постоянная температура сохраняется в течение длительного времени при выключенном агрегате, что обеспечивает экономию энергоносителей.
Конструкция теплоизолированного корпуса
Многослойные стенки корпуса рефрижераторного контейнера, имеющие толщину 40-80 мм, состоят из наружной и внутренней обшивки, промежуточного теплоизоляционного слоя.
Для внутренней и наружной облицовки применяются следующие материалы:
- Плакированные алюминиевые листы. Плакирование – это покрытие металлопродукции слоем технически чистого алюминия (99,3% Al), предназначенное для создания повышенных антикоррозионных характеристик.
- Фанера – ламинированная или покрытая армированным пластиком.
- Листовая коррозионностойкая сталь толщиной 0,5-0,6 мм, применяется обычно для внутренней облицовки грузовых отсеков, предназначенных для доставки пищевой продукции.
- Стальной лист – плакированный, оцинкованный, оцинкованный с дополнительным эмалевым или полимерным покрытием.
Промежуточный утеплительный слой обычно изготавливают из пенополиуретана, имеющего незначительную теплопроводимость. Второй вариант теплоизолятора – экструдированный пенополистирол. Материалы имеют соответствующие сертификаты, свидетельствующие об их нетоксичности.
Корпус собирается из сэндвич-панелей по бескаркасному способу, стыки герметичны, появление мостиков холода исключено. Двери также изготавливаются из сэндвич-панелей с применением эластичного уплотняющего резинового контура. Для устройства полов используется многослойная фанера, покрытая рифленым стальным или алюминиевым листом, или наливные полимеры.
В зависимости от характера товара, грузовой отсек оснащается:
- двухъярусной системой для расположения продукции;
- паллетными ящиками;
- направляющими, на которых развешиваются крюки с мясными тушами;
- тележками для цветов.
Автомобили, приспособленные для транспортировки туш, – тушевозы – имеют усиленный каркас и круглые или рельсовые направляющие. Желательно, чтобы направляющие на складе, на котором хранятся туши, и в корпусе рефрижератора имели одинаковую форму сечения. Это значительно ускоряет процесс загрузки автомобиля.
Типы авторефрижераторов
Авторефрижераторы изготавливаются в двух вариантах:
- на шасси бортового полуприцепа;
- на собственном шасси с несущей панелью пола, для этого варианта характерна уменьшенная масса, сочетающаяся с высокой грузоподъемностью.
Для облегчения шасси могут изготавливаться полурамными. Основной недостаток полурамной конструкции – высокая вероятность образования трещин между седельной площадкой и рамой.
Для доставки разнородных грузов, требующих одинакового температурного диапазона, фургон разделяют мобильными сетчатыми перегородками. Для перевозки небольших партий товаров с разными температурными режимами используют секционные корпусы, оборудованные мультитемпературными рефрижераторными установками. В каждой секции имеется микропроцессор, осуществляющий зональное регулирование температуры. Перегородки между секторами могут быть постоянными или съемными.
Виды холодильных установок
По способу подачи электроэнергии на компрессор различают следующие виды холодильных установок:
- С прямым приводом. Электропитание осуществляется от автомобильного двигателя, который соединяется с компрессором ремнем передачи – клиновидным или эластичным. На валу компрессоров располагается муфта сцепления. Вентиляционное оборудование работает от автомобильного электричества. Этот тип рефрижераторного оборудования применяется только для малогабаритных фургонов при перевозке маленьких партий на короткие расстояния, например в пределах населенного пункта. Для дальних междугородных и международных перевозок такие авторефрижераторы непригодны, поскольку холодильные установки во время остановок не работают.
- С эвтектическими плитами с антифризовым заполнителем. Применяются в фургонах малых и средних размеров, используемых на маршрутах с частыми остановками и открыванием дверей. Такие плиты ночью подключаются к источнику электропитания и охлаждаются до -30°C. Днем они отдают холод во внутреннее пространство грузового отсека. Самостоятельно панели холод не вырабатывают.
- От автономного источника питания – дизель-генератора или аккумуляторных батарей. Это наиболее распространенный тип рефрижераторного оборудования, применяемый для фургонов большой вместимости – до 100 м3. Используются для транспортировки крупных партий замороженных грузов на дальние расстояния.
По температурному режиму, создаваемому в фургоне, рефрижераторные установки делятся на классы:
- А – 0…+12°C;
- В – более мощное оборудование, способное охлаждать воздух в фургоне до +12…-10°C;
- С – мощный вид установок, охлаждающих воздух до -20°C.
Самые мощные – это рефрижераторы усиленного типа, способные работать при относительной влажности воздуха до 75% и в диапазоне температур -45…+45°C.
Таблица температурных режимов для различной пищевой продукции
Наименование продукции |
Температура, °C |
Свежее мясо |
+1…-1 |
Охлажденное мясо |
-1…-10 |
Мясо глубокой заморозки |
-17…-23 |
Колбасная продукция |
0…-1 |
Мороженое |
-18…-23 |
Замороженная рыба |
-23…-28 |
Свежая рыба |
0…-2 |
Масло, сыр, яйца |
0…+1 |
Овощи |
+17…-23 |
Конструктивные варианты автомобильных холодильных установок
Рефрижераторная установка имеет два исполнения – моноблочное или раздельное размещение конденсатора и испарителя. Варианты монтажа холодильного оборудования:
-
все рабочие узлы располагаются в фургоне;
- испаритель находится в фургоне, конденсатор расположен снаружи;
- накрышный, над кабиной водителя.
Холодильное оборудование имеет функцию автоматизированного или ручного оттаивания. К этой функции прибегают с установленной периодичностью или при необходимости часто открывать дверь термоизолированного корпуса. Рефрижераторной установкой управляют электромеханическим способом или с помощью контроллера на микропроцессорах. Панель управления находится в водительской кабине.
Размеры и вместимость рефрижераторных фургонов
Рефрижераторные фургоны – транспортные средства спецназначения, в основном изготавливаются индивидуально для конкретного типа шасси. По грузоподъемности они делятся на три категории:
- низкая – 1-3 т, используются для доставки товара на небольшие расстояния;
- средняя – 3-5 т – местные и междугородные перевозки;
- высокая – более 5 тонн, востребованы для междугородных и международных транспортировок.
В зависимости от габаритов фургонов, их разделяют на малогабаритные, средних размеров, полноразмерные. Максимальный полезный объем грузового отсека составляет 100 м3, в нем можно расположить 34 европаллета. С точки зрения экономичности грузоперевозок наиболее выгодными являются авторефрижераторы большой вместимости.
Технические характеристики популярных рефрижераторных полуприцепов и прицепов SCHMITZ CARGOBULL
Ассортимент немецкого производителя SCHMITZ CARGOBULL включает рефрижераторные седельные полуприцепы и прицепы. Эта техника, популярная в Европе, имеет улучшенные термоизоляционные характеристики, благодаря использованию панелей Ferroplast. Особенность этих машин – наличие в конструкции большого количества узлов и деталей, не нуждающихся в периодическом обслуживании во время всего эксплуатационного периода.
Характеристики моделей SCHMITZ CARGOBULL
Модели SCHMITZ CARGOBULL |
SCS MEGA |
SKO 24/L – 13.4 FP60 |
SKO COOL 24/L – 14.7 FP60 |
Характеристики |
|||
Полная масса |
39 т |
39 т |
39 т |
Грузоподъемность |
32,45 |
31,04 т |
30,2 т |
Общая длина |
13,72 м |
13,6 м |
14,7 м |
Ширина кузова |
2,55 м |
2,6 м |
2,6 м |
Высота кузова |
2,8 м |
2,8 м |
2,8 м |
Длина кузова внутри |
13,5 м |
13,41 м |
14,5 м |
Ширина кузова внутри |
2,4 м |
2,46 м |
2,46 м |
Высота кузова внутри |
2,65 м |
2,65 м |
2,65 м |
Удлиненные модели SKO COOL 24/L – 14.7 FP60 – представители последнего, шестого поколения рефрижераторов SCHMITZ CARGOBULL. Их кузов удлинен на 1,3 м, по сравнению с традиционной техникой с длиной кузова 13,4 м. Такие размеры фургона позволяют перевозить груз на 36 паллетах одновременно.
Обзор других рефрижераторных фургонов на различных типах шасси
Базовые марки шасси, используемые для установки на них фургонов-рефрижераторов.
Isuzu
На эти шасси устанавливают холодильное оборудование Global Freeze 5100 или более мощное – Global Freeze 5900. Грузоподъемность составляет до 3800 кг.
Технические характеристики различных моделей фургонов-рефрижераторов Isuzu
Модель |
QL5043XLCA5HA |
QL5040XLCA5HA |
QL5040XLCA1HH |
QL5040XLCA1KH |
Характеристики |
||||
Грузоподъемность |
1,09 т |
1,155 т |
1,485 т |
3,4 т |
Наружные размеры |
|
|
|
|
Длина |
5,995 м |
5,995 м |
5,995 м |
6,98 м |
Ширина |
2,1 м |
2,1 м |
1,95 м |
2,05 м |
Высота |
2,97 м |
2,96 м |
2,94 м |
2,99 м |
Отечественные модели
На первом месте находятся шасси ГАЗ 3302, 33104, 3309. Рама может быть стандартной или удлиненной по заказу. Грузоподъемность – до 3400 кг. Наиболее часто устанавливаемые холодильные агрегаты – Global Freeze GF 35, «Вьюга-стандарт». Такая техника используется в основном для доставок товаров на коротких рейсах.
Технические характеристики различных модификаций фургонов-рефрижераторов ГАЗ 3302
Шасси |
ГАЗ-3302 (стандартный) |
ГАЗ-33027 (полноприводный) |
ГАЗ-330202 (удлинен.) |
Характеристики |
|||
Грузоподъемность автофургона |
1,2 т |
1,03 т |
1,03 т |
Внутренние размеры фургона |
|
|
|
Длина |
3,1 м |
3,1 м |
3,86 м |
Ширина |
1,9 м |
1,9 м |
1,9 м |
Высота |
1,8 м |
1,8 м |
1,8 м |
Шасси КамАЗ. Востребованы для дальних поездок, грузоподъемность – 9 т и выше. Фургоны на шасси КамАЗ 65117 с габаритами 7,9х2,54х2,5 м имеют внутренний объем 49 м3 и грузоподъемность примерно 14 т. Рефрижераторные установки – Thermo King, Global Freeze, «Вьюга-максима», автономное оборудование ZANOTTI.
Предложения CargoCash
На Площадке Безопасных Перевозок CargoCash вы быстро сможете найти исполнителя для доставки груза авторефрижератором требуемой грузоподъемности, объема грузового отсека, температурного режима. Все подробности поездки вы обсудите, напрямую связавшись с выбранным контрагентом. Регистрация на сайте предоставляет дополнительные возможности, среди которых – оформление «Безопасной сделки», страхование товара, получение сведений о неограниченном количестве контрагентов, публикация отзывов и другие.