Корреспондент «Медузы» Илья Жегулев провел расследование, в ходе которого выяснил, как построена система взимания абонентской платы сотрудниками ГИБДД, позволяющая избежать контрольных взвешиваний для большегрузных автомобилей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Оказалось, чтобы купить месячный «абонемент на взвешивания» и беспрепятственно ездить по Санкт-Петербургу и Ленобласти достаточно просто позвонить по телефону. На другом конце провода вам вежливо расскажут, что за 16 тысяч рублей в месяц, сотрудники ГИБДД перестанут проводить контрольное взвешивание большегруза, а также по СМС предупредят вас о том, где в данный момент находится единственный патруль, который не входит в коррупционную схему.
Всего в Ленобласти и Санкт-Петербурге зарегистрировано около 300 тысяч большегрузных автомобилей, около 100 из них сталкиваются с проблемами перевеса, хотя большинство оплачивают «абонимент». Грубо перемножив, получаем 19,2 млрд рублей в год. Между прочим, на ремонт дорог в бюджет Петербурга заложено 3 млрд рублей.
Сам «абонемент» выглядит как лист А4 с желтой литерой «А» по центру на черном фоне. Раньше, как рассказывают обладатели «абонемента», на нем было написано слово «Армада», правда, почему использовалось именно это слово, водители объяснять не берутся.
Владельцы транспортных компаний, не стесняясь, объясняют, что заплатить взятку куда дешевле, чем работать по закону. Например, глава ассоциации «Грузавтотранс» спокойно рассказывает, что в среднем за проезд по федеральным трассам Ленобласти без взвешиваний нужно отдавать 20 тысяч рублей ежемесячно, и всех это устраивает.
Строитель Александр Рисов, который принципиально не хотел платить взятки ГИБДД, рассказывает, что после покупки собственного КамАЗа для перевозки цемента и других стройматериалов отказался от покупки абонемента, хотя и слышал о такой возможности от коллег. В результате за небольшой перевес одной из осей, ему пришлось заплатить около 400 тысяч рублей: 300 тысяч рублей штрафа и еще около 100 тысяч за эвакуацию перегруженного КамАЗа и оплату штрафной стоянки. Стоит отметить, что 50 тысяч Рисов отдал за то, чтобы пригнать на стоянку второй КамАЗ для облегчения перегруженного. Ведь выехать оттуда перегруженному автомобилю нельзя, разгрузить на месте тоже.